Пять сорок восемь: о премьере спектакля «Семь сов» в Национальном театре Карелии

Герои постановки (12+) ищут в мусорном баке записку с номером одного Весельчака, который обещал им богатую жизнь. 5-48. Запомните на всякий случай!

Мама Сова - Людмила Исакова. Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Мама Сова — Людмила Исакова. Фото: «Республика» / Михаил Никитин

«Семь сов» — спектакль-притча режиссера Юлии Беляевой, премьера которого прошла в Национальном театре Карелии 13 декабря. Спектакль компактно разместился на Малой сцене театра. Декорации намекают на уют и сказку: вот мельничное колесо в туманной дымке, рядом с котором ведут ночную охоту Мама Сова (Людмила Исакова) и Папа Сов (Алексей Белов). Вот импровизированный стол, за которым совиная семья играет в лото на «домашнем» игровом жаргоне: 11 — это «барабанные палочки», а «тудым-сюдым» — это, скорее всего, 69. Здесь же в другой сцене — мельник Гюнтер (Глеб Германов) и его жена Альма (Анастасия Айтман). Они заняты домашними делами. Их песенка «Работай, молись, всё будет хорошо» звучит весело, но в бодром припеве уже чувствуется тревога. А вот Весельчак — коммивояжер, продает якобы швейцарские товары и неустанно балагурит. Вот в этом месте сказка уже совсем перестает веселить, несмотря на легкость интонации, которую позволяет себе Весельчак (его роль исполняет Владимир Сотников).

Обычный день в семействе сов. Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Обычный день в семействе сов. Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Конфликт между двумя семействами — людей и сов — возникает спонтанно, поводом служит бытовая проблема, связанная с шумом (где есть дети, там всегда шумно), потом Альма находит засушенную мышку в книге, а Гюнтер идет разбираться и как-то легко озвучивает идею, которую накануне подкинул Весельчак. Зачем держать в доме птиц, которые питаются мышами и, следовательно, относятся к «грязным» животным?

Как с подростками говорить о том, что все равны и что мера человека связана не с его происхождением, а с его мыслями и поступками? Может, именно так: весело, бодро, местами вздрагивая. С зонгами, фокстротами и прямым разговором со зрителем странного Конферансье. Текст Владимира Геллера — легкий и остроумный — хорошо подходит для создания нужной интонации.

Альма (Анастасия Айтман) и Гюнтер (Глеб Германов). Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Альма (Анастасия Айтман) и Гюнтер (Глеб Германов). Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Конферансье начинает и завершает эту историю. В самом начале спектакля она (конферансье же можно называть «она»?) прямо говорит о том, что в театре люди могут получить не только возможность отдыха и развлечения, что иногда на зрителей может свалиться история, которой он не хотел. Так бывает. Между тем режиссер спектакля Юлия Беляева поступает с публикой очень гуманно. В спектакль, например, не входит самая трагическая сцена с совами. По большому счету, мы все понимаем, что если кого-то депортируют со стариками и детьми, то хорошим это не завершается. Здесь история, превращенная в метафору благодаря закольцованной песне про дом, лишена мелодраматизма и не так ранит зрителей.

Спектакль «Семь сов» стоит посмотреть и ради хорошей сольной и ансамблевой игры артистов. Только что мы видели на этой сцене Анастасию Айтман в роли голубой героини вроде Аленушки в спектакле «Почему вода в море соленая?», а сейчас она — энергичная, равнодушная ко всему, кроме своей мечты построить новую жизнь, и несчастная женщина. Гюнтер (Глеб Германов) всё делает с отчаянной решимостью и страстью: то воображает себя Зигфридом, то молится богу об избавлении от мышей, то яростно считает доходы от мельницы, уворачиваясь от мешка, прогрызенного мышами, то встречая свою жену после встречи с супергероем-Авиатором. Бог из летательной машины стремительно (да, здесь многое происходит очень быстро) уносит Альму к новой, как ей кажется, жизни, а потом возвращает ее в плачевном состоянии и с разбитым сердцем. Летчика и Бабушку Сову («трубку курит бабушка моя») играет актер Эмиль Сагдиев, не так давно принятый в труппу театра, но уже имеющий ряд немаленьких ролей. Ирония — это его конек, кажется.

Альма (Анастасия Айтман) хочет другой жизни. Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Альма (Анастасия Айтман) хочет другой жизни. Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Отношения между супругами-совами отлично характеризует сцена с фокстротом. Папа Сов трижды промахнулся на ночной охоте (в спектакле вообще периодически возникают ассоциации с известными сюжетами), а жена его мягко утешает, вовлекая в танец. Акробатические способности Людмилы Исаковой здесь снова пригодились. Артист Алексей Белов играет роль самого милого отца на свете — доброго, интеллигентного, растерянного. Совиных детей сыграли «театральные» дети — Степан Белов и Ирэна Жемгулите. Дети очень органично чувствуют себя на сцене.

Весельчак Владимира Сотникова — обходительный и циничный наместник самого черта. Персонаж красиво использует широкие жесты, давит на слабые места людишек и вообще делает свою работу по уловлению душ вполне профессионально.

Конферансье Ксении Коган — самый загадочный персонаж. Она задает тон происходящему, комментирует, помогает прочувствовать атмосферу, изображая мух в сцене, где Альма и Гюнтер ищут выброшенный на помойку номер телефона Весельчака. Возможно, здесь есть какая-то перекличка с персонажем Джоэла Грея, конферансье из фильма «Кабаре». (Мы помним, что действие
этого фильма происходит в Берлине в момент подъема националистических идей).

Гюнтер приносит совам сушеную мышь, которую дети положили в книгу как закладку. Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Гюнтер приносит совам сушеную мышь, которую дети положили в книгу как закладку. Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Спектакль «Семь сов» идет чуть меньше полутора часов. За это время маленькая сцена путем легких трансформаций превращается в разные варианты помещений. Эти превращения оказались возможными благодаря мобильной декорации (художник Любовь Мелехина) и световым решениям (художник по свету — Дмитрий (Митрич) Зименко). Хореограф спектакля — Максим Пахомов. Музыку к спектаклю написал композитор Николай Бабич, а музыкальный руководитель спектакля — Ксения Коган. Песня «Совы — не то, чем кажутся» (стихи Павла Артемьева) не выходит из головы еще несколько дней после спектакля.

В интервью «Республике» режиссер Юлия Беляева говорила, что авторы не всегда отвечают на вопросы, которые ставят перед зрителями в спектакле. Что они сами находятся в таком же положении, как и мы, и ответы зависят от многих причин. Нам кажется, что сейчас разговаривать про этот спектакль с подростками важно и интересно. Не пропустите его.

Напомним, что проект реализуется с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры». Следующие показы спектакля «Семь сов» (12+) пройдут в конце января.