«Кисуль, привет!»: Как в Национальном театре укрощали строптивую

Английский драматург – итальянские страсти – Национальный театр Карелии. На контрастах построена и вся комедия Шекспира, премьера которой прошла 21 и 22 октября. Спектакль помещен в модный сейчас винтажный контекст, поэтому и шутки кому-то могут показаться старыми, а кому-то смешными, как раньше.

Петруччо (Евгений Терских) и Грумио (Эмиль Сагдиев). Сцена из спектакля «Укрощение строптивой». Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Петруччо (Евгений Терских) и Грумио (Эмиль Сагдиев). Сцена из спектакля «Укрощение строптивой». Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Время для премьеры комедии Шекспира выбрано удачно. Поздняя карельская осень располагает к терапии, где средством от хандры может стать веселое театральное искусство. Режиссер спектакля — Даниил Безносов. Художник — Михаил Кукушкин. Художник по свету — Алексей Воронин. Композитор — Александр «Сэт» Боровик.

В пьесе Шекспира «Укрощение строптивой» очень много героев. Трудно не запутаться, кто там Грумио, а кто Гремио, Люченцио превращается в Камбио, а Гортензио — в Личио. Люченцио, сын Винченцио, меняется местами со своим слугой Транио, сыном парусного швеца из Бергамо. За отца Люченцио Винченцио, известного человека в Пизе, выдают случайно встреченного бродягу — Учителя. Чтобы не испытывать зрителя, возможно, режиссер спектакля Даниил Безносов не стал вставлять в театральный текст интродукцию пьесы Шекспира про медника Кристофера Слая, который тоже превращается… превращается…

Транио (Никита Анисимов) и Бьонделло (Глеб Германов). Сцена из спектакля «Укрощение строптивой». Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Транио (Никита Анисимов) и Бьонделло (Глеб Германов). Сцена из спектакля «Укрощение строптивой». Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Сюжет комедии построен вокруг сватовства молодых и не очень молодых женихов к Бьянке (Ксения Коган, Галина Филюшкина), дочери Баптисты. Бьянка у Шекспира — нежная и послушная, а ее сестра Катарина (Олеся Леонтьева, Ольга Портретова) — сварливая и грубая. Баптиста выдвинул условие: отдам Бьянку только после замужества Катарины. У Гортензио, одного из претендентов на Бьянку, возникает идея соединить своенравную Катарину и Петруччо, которому плевать на характер невесты, лишь бы она была не бедна. Интрига комедии связана и с борьбой женихов за Бьянку, и с укрощением Катарины. В ход идут и подлоги, и ложные свидетельства, и драки, и абьюз, и флирт.

Петруччо (Евгений Терских) и Катарина (Ольга Портретова). Сцена из спектакля «Укрощение строптивой». Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Петруччо (Евгений Терских) и Катарина (Ольга Портретова). Сцена из спектакля «Укрощение строптивой». Фото: «Республика» / Михаил Никитин

«Укрощение строптивой» напоминает комедию дель арте: практически каждый персонаж играет характерную роль-маску. Есть здесь умный слуга и глупый слуга, псевдоученый и скряга, влюбленные, которым нужно преодолеть препятствие, и многие другие. Апельсины, щедро рассыпанные по сцене, — очевидная отсылка к пьесе Гоцци и, соответственно, тоже к комедии масок.

Срежиссированная импровизация здесь имеет локальный характер и приспособлена если не к нашему городу, то примерно к нашему времени. Поэтому никого здесь не удивляет фотоаппарат Люченцио, который вместе со своим слугой Транио появляются в Падуе как туристы, приехавшие на экскурсию. Мажорные розовые брюки Люченцио становятся узнаваемым знаком хозяина-дворянина, особенно, когда его роль переходит к слуге.

Люченцио (Дмитрий Иванов). Сцена из спектакля «Укрощение строптивой». Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Люченцио (Дмитрий Иванов). Сцена из спектакля «Укрощение строптивой». Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Органично на сцене смотрится даже мотоцикл с коляской, на котором прибывает простой парень Петруччо и его слуга Грумио. Петруччо здесь играет (редкий момент!) актер другого театра Евгений Терских. Вместе с Грумио (его играет новый артист в труппе театра Эмиль Сагдиев) они составляют отличный дуэт. К слову, другой новый актер Павел Иванов, играющий Кертиса, тоже неплохо выступает в дуэте с Грумио.

«Примерно наше время» — это, скорее, «наше советское время». На это намекают не только модели фотоаппарата и мотоцикла, но и сама сценография. Примерно такие декорации — выгородки строили художники на сцене в прошлом веке. В дверях и окнах актерам было удобно начинать и заканчивать сцены, прятаться, подслушивать, морочить голову, — все, что угодно. Все это актеры проделывают и сейчас на сцене Национального театра.

Бьонделло (Глеб Германов) и Грумио (Эмиль Сагдиев). Сцена из спектакля «Укрощение строптивой». Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Бьонделло (Глеб Германов) и Грумио (Эмиль Сагдиев). Сцена из спектакля «Укрощение строптивой». Фото: «Республика» / Михаил Никитин

На ретро настроена музыка в спектакле. Старые мемы «ол май трабл симс соу фар эвей» и «Лондон из зе кепитал оф грейт британ» разучивает Бьянка под руководством переодетого учителем Люченцио (Дмитрий Иванов). Баптиста (Владимир Сотников) здесь — пародия дона Корлеоне, ассоциацию усиливает и самая известная мелодия Нино Роты. Возможно, некоторая подчеркнутая винтажность связана в спектакле с иронией по поводу повсеместной сейчас ностальгии по «тем временам».

Спектакль «Укрощение строптивой» получился, действительно, веселым. В центре этого веселья всегда оказывается фигура Петруччо. По сути, именно он — главный нерв этой истории. Петруччо Евгения Терских нагл и обаятелен. Фирменные усы актера, кожаное пальто и белая майка-алкоголичка, мотоциклетные шлем и очки, — все это делают персонаж Евгения Терских мгновенно узнаваемым. Актер снабдил Петруччо приблатненными привычками, характерной пластикой и лексикой. Отсюда и взялись его «кисули», обращенные к Катарине.

Баптиста (Владимир Сотников), Бьянка (Галина Филюшкина), Гремио (Алексей Белов) и Гортензио (Андрей Горшков). Сцена из спектакля «Укрощение строптивой». Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Баптиста (Владимир Сотников), Бьянка (Галина Филюшкина), Гремио (Алексей Белов) и Гортензио (Андрей Горшков). Сцена из спектакля «Укрощение строптивой». Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Катарина в спектакле — достойный партнер Петруччо. Конечно, она выглядит гораздо круче Бьянки, которую актриса (в нашем случае Галина Филюшкина) играет как расчетливую интриганку. Катарина здесь прямодушная и рисковая. В сцене буффонного поединка с Петруччо (прекрасная смешная сцена!), когда в дело идут апельсины-снаряды и вилки как орудие мести, Катарина смотрится равной своему жениху.

Пугающе ловким в спектакле оказывается Транио (Никита Анисимов). На контрасте с простодушным хозяином (Дмитрий Иванов) он кажется таким юрким, пронырливым и наглым, что начинаешь переживать, остановится ли он в финале, вернет ли свое преимущество назад Люченцио.

Бьянка (Галина Филюшкина) и Люченцио (Дмитрий Иванов). Сцена из спектакля «Укрощение строптивой». Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Бьянка (Галина Филюшкина) и Люченцио (Дмитрий Иванов). Сцена из спектакля «Укрощение строптивой». Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Другие женихи Бьянки — Гортензио и Гремио (Андрей Горшков и Алексей Белов) — простаки в спектакле. Их ловко дурят все подряд, их хитрости шиты откровенно белыми нитками. Гремио в спортивках и мастерке, но с цепью — тоже символ каких-то ушедших годов. Принять верзилу Гортезио за фальшивого арапа-лютниста — откровенная утопия. В этом же ключе построен образ Бьонделло, слуги Винченцио. Самый худой в труппе актер Глеб Германов превращен в нелепого тюфяка, у которого есть несколько коронных номеров. Как клоун в цирке он управляется с пирамидой чемоданов и исполняет трюк с запрыгиванием в переполненный героями мотоцикл.

Вдова (Ронья Киннунен). Сцена из спектакля «Укрощение строптивой». Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Вдова (Ронья Киннунен). Сцена из спектакля «Укрощение строптивой». Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Найденного на дороге Педанта здесь играет Сергей Лавренов. Образ обаятельного алкоголика, кажется, тоже взят из какого-то старого кино. А скандинавский акцент Роньи Киннунен (она играет в дубле с Марией Ненашевой) приближает историю к местным анекдотам про соседей.

В спектакле занята почти вся мужская труппа театра. В небольшой роли Винченцио на сцену выходит Владимир Матвеев, папочка с толстым портфелем, набитым не бумагами. Его возможности окончательно расставляют и без того очевидные точки над всеми гласными.

Спектакль идет два с половиной часа с антрактом. Несмотря на отсутствие актуального театрального обращения к зрителю, время спектакля плотно связано с действием. Здесь достаточно смешного, много обаятельных, практически цирковых, номеров, интересный центровой Петруччо, переодевания, драки, подлоги. Все, как мы любим.