«Сейчас особенно важно любить и беречь друг друга»

В Петрозаводске проходит фестиваль «Золотая маска». Традиционно событие совпадает с приходом золотой осени. И природа, и искусство представляют нам красивое. И, как сказали участники фестиваля на встрече с журналистами, воздействие на зрителя имеет терапевтический эффект.

Сцена из спектакля «Обещание на рассвете». Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин

Сцена из спектакля «Обещание на рассвете». Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин

Всего в афише фестиваля «Золотая маска» пять спектаклей, отобранных для Карелии. Две постановки наши — опера «Паяцы» (Музыкальный театр Карелии) и спектакль «Ревизор» (Театр кукол Карелии). Оба спектакля в прошлом сезоне стали номинантами высшей театральной премии страны. Артист Павел Назаров, исполнивший в «Паяцах» роль Тонио, стал лауреатом премии. На гастроли в Карелию приехали три театральных объединения.

Сцена из спектакля «Обещание на рассвете». Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин

Сцена из спектакля «Обещание на рассвете». Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин

Московский театр имени А.С. Пушкина привез спектакль «Обещание на рассвете» по Ромену Гари. В 2016 году он вошел в лонг-лист премии «Золотая маска». Театр кукол «Теремок» из Саратова представил «Клочки по закоулочкам» по пьесе Григория Остера. В прошлом году постановка стала участником программы «Детский Weekend» фестиваля «Золотая маска». Эти спектакли показали не только в Петрозаводске на сцене Музыкального театра и Театра кукол Карелии, но и на сцене Центра «Дружба» в Костомукше. Кроме того, в Петрозаводске на сцене Национального театра прошел спектакль «Поле» по произведению Чингиза Айтматова.

Сцена из спектакля «Поле». Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин

Сцена из спектакля «Поле». Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин

На пресс-конференции актеры Театра имени Пушкина Александра Урсуляк и Андрей Заводюк, исполняющие главные роли в спектакле «Обещание на рассвете», рассказали, что Костомукша произвела на них впечатление.

«Карелия — такое романтичное место с прекрасной природой, озерами и лесами, грибами и ягодами, большой водой, свежей воздухом… Когда попадаешь в такое место, то сердце сразу открывается, дышится полной грудью. Особенно в Костомукше, окруженной лесами. Мы жили в каком-то невероятном месте, в домиках, в лесу. Это было неожиданно и романтично. Люди, которые смотрели спектакль, не остались равнодушными — нас принимали очень тепло. В спектакле есть сердце и любовь. Сейчас особенно важно любить и беречь друг друга», — сказал участникам встречи Андрей Заводюк.

Артист Театра имени Пушкина Андрей Заводюк. Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин

Артист Театра имени Пушкина Андрей Заводюк. Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин

Андрей Заводюк сыграл в спектакле «Обещание на рассвете» роль автора. Рассказанная им история посвящена матери, которая была твердо убеждена, что у ее сына великое будущее. Роль матери исполнила актриса Александра Урсуляк. Драматизм истории, происходящей на фоне Второй мировой войны и в предвоенные годы, смягчает интонация постановки: мягкая, лирическая, теплая. В спектакле много юмора.

Тема войны становится центральной и в постановке «Поле», которую привез театр «Практика». Режиссер Марина Брусникина разложила монолог Толгонай, героини повести Чингиза Айтматова «Материнское поле», на несколько голосов. Пять молодых женщин в черных платьях рассказывают нам историю самой большой потери в жизни женщины. Каждая актриса находит свое звучание истории: от счастья до отчаяния, от любви до отторжения, от горечи до прощения. Отдельные моменты жизни Толгонай на сцене образуют объемную картину, состоящую из полифонии голосов (все актеры звучат, как хорошо настроенные инструменты), авторской музыки, включающей в себя детские голоса, звуки самого поля, которое живет и дышит вместе с героиней.

Сцена из спектакля «Поле». Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин

Сцена из спектакля «Поле». Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин

В этом спектакле сыграли выпускницы одного курса Дмитрия Брусникина и Романа Козака. Пятым элементом в картине стала Александра Урсуляк, чуть раньше окончившая этот же курс в Школе-студии МХАТ. Сложное многоголосие стало главным и единственным инструментом в спектакле, который разыгрывается почти без приспособлений в виде реквизита или традиционного деления действия на сцены и выходы.

Петрозаводская публика плакала и на спектакле «Обещание на рассвете», и на спектакле «Поле». Художественный руководитель Театра имени Пушкина Евгений Писарев, говоря об «Обещании на рассвете», объясняет эффект сердечностью постановки.

«Спектакль рождался сложно: долго переписывалась пьеса, потом в какой-то момент мне пришлось подхватить его у режиссера. Спектакль идет на сцене уже восемь лет, но до сих пор так любим теми, кто в нем участвует! Они так много любви и сердца отдают ему, что эта любовь и страсть передаются зрителю. В этом спектакле много человеческого. Это то, что всегда чувствуют зрители: помимо сюжета, захватывающего зрелища, вот эта человеческая составляющая… Мне кажется, в репертуаре нашего театра этот самый сердечный спектакль».

На пресс-конференции фестиваля «Золотая маска». Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин

На пресс-конференции фестиваля «Золотая маска». Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин

Героиня двух постановок Александра Урсуляк подтвердила мнение Евгения Писарева:

«Спектакль «Обещание на рассвете», действительно, не очень сложный в восприятии, он целостный, чувственный, трогательный и понятный. Это зрительский спектакль, теплый, оказывающий терапевтический эффект. Спектакль «Поле» — общечеловеческий и душераздирающий. Режиссер Марина Брусникина — мой учитель, педагог, талантливый мастер. Наша связь с ней прочна и глубока. Я немного старше девочек, с которыми вместе играю на сцене, но я влюбилась в них — они все разные, все самобытные», — рассказала Александра Урсуляк.

Александра Урсуляк. Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин

Александра Урсуляк. Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин

Кроме того, актриса напомнила, что Театр имени Пушкина уже был в Петрозаводске с гастролями фестиваля «Золотая маска». В 2013 году на сцене Музыкального театра был показан спектакль «Добрый человек из Сезуана» в постановке Юрия Бутусова. В то время еще не было популярного сейчас проекта «TheatreHD: театр в кино», поэтому увидеть знаменитый спектакль, не выезжая в Москву, было тогда большой радостью для любителей театра.

О просветительской и объединяющей людей роли фестиваля «Золотая маска» говорили и другие участники встречи с журналистами.

«Есть такая шутка, что все премии не имеют никакого смысла и значения, если их вручают не тебе. Но когда я думаю про «Золотую маску», я в первую очередь думаю не о премии, а о фестивале. Премия для меня важна, конечно, но попасть в лонг-лист фестиваля тоже очень значимо. Я этому очень радуюсь и всегда болею за фестиваль. Ему нет аналогов в России, надо его беречь», — сказал Евгений Писарев.

Александра Урсуляк. Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин

Александра Урсуляк. Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин

Александра Урсуляк призналась, что любит «Золотую маску» и как премию, и как институт.

«Значение «Золотой маски» гигантское. У нас огромная страна, в которой проходит такой живой конкурс. У нас такое количество театральной жизни, и «Золотая маска» — на ее вершине. Фестиваль делает театр еще богаче и интереснее. Сколько радости у зрителей, которые не могут поехать в столицу!»

По словам Андрея Заводюка, театральное искусство нашей страны развивается не без участия «Золотой маски»:

«Вот в Москву приезжает маленький спектакль из маленького города Минусинска с никому не известными артистами и режиссером. И вдруг благодаря фестивалю это становится мощнейшим событием театральной Москвы! И как это здорово, что хорошие спектакли теперь можно увидеть зрителям практически всей страны».

Главная принимающая сторона фестиваля «Золотая маска» в Карелии — Музыкальный театр республики. Директор театра Елена Ларионова сказала, что для нашей публики первой приметой осени становятся гастрольные спектакли фестиваля.

Цветочную сценографию спектакля «Поле» поддержали букеты цветов артисткам на поклоне. Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин

Цветочную сценографию спектакля «Поле» поддержали букеты цветов артисткам на поклоне. Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин

«Золотая маска» — уникальный проект. Мы имеем возможность видеть не только театры Москвы и Петербурга, но и тот же самый Лесосибирск, о котором мы бы вряд ли узнали, если бы они не приехали к нам в прошлом году. Театр кукол Карелии благодаря «Золотой маске» уже объездил пол-России. Это тоже говорит о том, что даже самые дальние города страны узнали, что В Карелии театральное искусство существует на таком уровне. В афишах «ЗМ» не было случайных спектаклей — каждый раз проводится тщательная работа по отбору. Каждый спектакль уникален — надо идти и смотреть. Уже сейчас мы обсуждаем афишу следующего фестиваля. Мы благодарны «Золотой маске» за дружбу и партнерство, благодарим спонсоров за участие в проекте», — сказала Елена Ларионова.

Финальные овации после спектакля «Поле» на сцене Национального театра Карелии. Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин

Финальные овации после спектакля «Поле» на сцене Национального театра Карелии. Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин

Отметим, что гастроли спектаклей «Золотой маски» в Карелии стали возможны благодаря участию в их организации генерального партнера фестиваля — «Сбера», партнеров: платежной системе «Мир», ПАО СК «Росгосстрах», ОАО «РЖД», АФК «Система», а также ПАО «Северсталь» и Благотворительный фонд «Доброта Севера».