Шесть шагов — от Роберта Рождественского до Ирины Федосовой

В Петрозаводске появился новый способ получения впечатлений — спектакль-променад. Оказавшись в центре города, любой человек может совершить прогулку по театральным местам и стать участником представления в жанре outside.

Обложка буклета к спектаклю "Радиус памяти". Художник - Марина Демченко

Обложка буклета к спектаклю "Радиус памяти". Художник - Марина Демченко

Действие аудиоспектакля-променада «Радиус памяти» начинается в кафе «Кухня» на проспекте Ленина. Заведение расположено в доме, где когда-то, совсем недолго, жил поэт Роберт Рождественский. Это обстоятельство отчасти и определило идею создания представления «Радиус памяти». История, связанная с поэтом, — это первая точка виртуального маршрута, проходящего через все пять карельских театров и музей-заповедник «Кижи».

Спектакль-променад — это жанр театрализованного действия, привязанного к определенной местности. Человек, участник действия, проходит путь, заданный создателями спектакля, по маршруту, в разных точках которого происходит что-то интересное, меняющее или дополняющее привычную картину мира. В некоторых случаях действие направляет проводник, в других могут использоваться уже заданные авторами возможности представления историй через подключение к интернет-контенту.

Осенью 2020 года спектакль-променад «Площадь необъятных перспектив» представил на Круглой площади режиссер Леонид Прокофьев. Рассматривая объекты, попадающиеся по пути, участники действия пытались проникнуться ощущением смены времен и посмотреть на привычное другими глазами.

В нашем случае порядок участия в действии может быть, например, таким. В кафе «Кухня» можно взять буклет-программку спектакля и через QR-коды последовательно открыть все его части на своем телефоне или планшете. Подразумевается, что с первой частью действия человек может познакомиться за чашкой чая в самом кафе, а потом выйдет на улицу и пройдет указанным маршрутом к зданию театра «Творческая мастерская», рядом с которым расположен памятник поэтам Роберту Рождественскому и Владимиру Морозову. Оттуда дорога идет к Национальному театру и Театру кукол. В этом же пространстве отдельной точкой отмечен Негосударственный авторский театр Ad Liberum. Далее — Музыкальный театр и музей «Кижи», на фасаде которого установлена мемориальная табличка в память о знаменитой Ирине Федосовой. Первая и последняя точка маршрута связаны между собой — именно Роберт Рождественский помог установить памятник знаменитой плакальщице на Юсовой горе в деревне Кузаранда. Ирине Федосовой посвящено его стихотворение «На Юсовой горе».

Придумала и по большей части создала аудиоспектакль-променад «Радиус памяти» театральный критик Ольга Ковлакова. Напомним, что ей принадлежит и спектакль «Время, вперед», созданный в традиции сайт-специфик театра. Тогда, в 2017 году участники действия ходили по разрушенным цехам и зданию конструкторского бюро Онежского тракторного завода с наушниками и плеером и слушали голоса уходящей эпохи.

Ольга Ковлакова считает написание пьес арт-терапией. Фото: "Республика" / Михаил Никитин

Ольга Ковлакова считает написание пьес арт-терапией. Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Соавтором «Радиуса памяти» стал композитор Александр Леонов, который вместе с Ольгой Гайдамак определил настроение всего спектакля-променада. Интересно, что в финале композиции Ольга Гайдамак исполняет духовный стих из «Книги голубиной», который она записала с единственной сохранившейся записи голоса Ирины Федосовой (она тоже звучит в спектакле).

Ольга Ковлакова рассказала «Республике», что история по мере собирания ее из разных фрагментов сама продиктовала определенную форму.

«Я нигде не встречала именно такой формат спектакля, но вполне возможно, что и так уже кто-то делал. В направлении сайт-специфик много разного делается в России и в мире в целом», — считает автор.

Каждой точке маршрута «Радиуса памяти» соответствует аудиозапись — рассказы людей, справочная информация (ее читает актриса театра «ТМ» Виктория Федорова), поэтические фрагменты (отрывки из произведений Рождественского хорошо читают актер театра «ТМ» Дмитрий Константинов и актер театра Ad Liberum Николай Королев). Время звучания каждой записи — примерно 10 минут.

Буклет "Радиуса памяти". Художник - Марина Демченко

Буклет «Радиуса памяти». Художник — Марина Демченко

Уникальность представления связана с рассказами людей, имеющих отношение либо к созданию театров, либо причастных к их живой истории. Эти рассказы не эпичны, в каждом из них речь идет о какой-то частной стороне театральной жизни. Выходит очень по-человечески. В роли рассказчиков выступают актрисы Елена Павловна Корнилова (она здорово описывает прежнюю гастрольную жизнь Национального театра), Елена Юлиановна Бычкова (в ее воспоминаниях о первых порах театра «Творческая мастерская» много деталей), хормейстер Александр Зорин (его рассказ помогает почувствовать тайные взаимосвязи внутри музыкального спектакля), режиссер Снежана Савельева (в ее личном жизнеописании много описаний жизни театра «смутного времени») и актер Театра кукол Олег Романов, только что сыгравший главные роли в спектаклях «Сирано де Бержерак» и «О рыбаке и рыбке». Уникальный опыт работы с интереснейшими режиссерами позволил ему открыть для себя и для нас неожиданные возможности театра кукол.

«Это очень частные и субъективные истории, которые, по моему убеждению, — самое живое, важное и интересное. Это ведь не информационная экскурсия, а спектакль-исследование памяти человека и памяти места на основе документальных историй. Конечно, я задавала рассказчикам вопросы, но мне было важно не то, о чем я или кто-то другой хотим услышать, а то, что они хотят рассказать. Из того, что и как они хотели рассказать, я выбирала фрагмент, который, на мой взгляд, содержал в себе максимальное эмоциональное пересечение их творческой судьбы и судьбы театра на разных этапах. Для меня было важно отсутствие объективности и пафоса», — говорит Ольга Ковлакова.

 

Рассказывая о том, как возникла идея сделать аудиоспектакль, неформально представляющий наши театры и околотеатральное пространство, автор ссылается на ограничения, вызванные пандемией. По ее словам, вынужденная изоляция помогла ей сосредоточиться не только на записи подкастов с известными столичными актерами, режиссерами и художниками для своего проекта «Маска», но и с нашими людьми театра.

«С Еленой Павловной Корниловой я познакомилась пять лет назад, когда работала в Национальном театре. Еще тогда мы говорили с ней о том, что нужно записать ее воспоминания — это же золотой запас памяти не только о театре, но и о жизни в Карелии почти на столетнем отрезке времени. О невероятной человеческой и творческой судьбе Елены Юлиановны Бычковой я узнала случайно и пропустить никак не могла. Елена Павловна и Елена Юлиановна почти ровесницы, но у них два кардинально разных пути на сцену и вообще в жизни. Это мне и было особенно интересно. О том, чтобы на проспекте Ленина зазвучала история Роберта Рождественского и Ирины Федосовой, я думала уже давно. Когда у меня в голове сложился общий пространственно-временной «радиус памяти», идею поддержал управляющий кафе The Кухня Сергей Белозеров. Потом удалось пригласить в проект Александра Леонова, чтобы он создал объединяющую музыкально-звуковую атмосферу. По аналогии с поэтическим сборником Рождественского «Радиус действия» мой «Радиус памяти» начал проявляться. Но окончательно видимым спектакль-променад стал только тогда, когда я познакомилась с художницей Мариной Демченко. Она предложила художественное решение программки-карты и была готова обсуждать детали, предлагать разные образы. Это был радостный процесс визуализации целого».

"Радиус памяти" - второй спектакль в стиле сайт-специфик Ольги Ковлаковой в Петрозаводске. Фото: "Республика" / Михаил Никитин

«Радиус памяти» — второй спектакль в стиле сайт-специфик Ольги Ковлаковой в Петрозаводске. Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Кому может быть интересна эта затея с освоением новых для нашего города театральных форм? Кто, по мнению создателей этого действия, может быть участником представления?

«По-моему, наш проект подходит одновременно для очень широкой аудитории и для небольшого процента жителей и гостей города. В театр же ходит не так много людей. При этом из них лишь небольшая часть согласится с тем, что театр может быть сайт-специфик. Но в целом это может быть интересно тем, кто интересуется историей города, театра, ходит в музеи, на выставки, читает мемуары, любит в одиночестве посидеть в кафе или погулять по городу. Например, погулять, когда все закрыто — рано утром или поздно вечером. Можно ведь не сразу проходить весь маршрут, а в удобное время, когда имеешь подходящее настроение», — считает Ольга Ковлакова.

Аудиоспектакль-променад «Радиус памяти» — затея некоммерческая. Проект выпущен только из любви к искусству и людям, которые его создают. Программки с QR-кодами и описанием проекта находятся в свободном доступе в кафе «Кухня» и театре «ТМ».