«Вот так случилось, мама»: в Петрозаводске прошла премьера «Гардении»

Несентиментальная история про мам, которые не любили дочерей и выпивали, любили их и выпивали, не выпивали, но были злыми и много работали. Комбинаций может быть сколько угодно. Здесь их - четыре. Четыре истории про родовое бытовое счастье-несчастье.

В Доме актера прошла премьера спектакля «Гардения», в котором заняты актрисы разных театров Петрозаводска. Режиссер постановки — Глеб Германов.

Мать и дочь. Ольга Саханова и Олеся Леонтьева. Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Мать и дочь. Ольга Саханова и Олеся Леонтьева. Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Главу рода, Женщину I, играет актриса Театра драмы «Творческая мастерская» Ольга Саханова. Первая женская история самая подробная, драматичная и жестокая. Тут тебе и приемная семья, и Вторая мировая, и потеря близких людей, и любовь, и подполье, и проституция, и никому не нужный ребенок, и предательство мужа, и алкоголь. Ольга Саханова играет роль с погружением в историю героини, но, в то же время, с легкой иронией по отношению к ней. Это делает образ более объемным.

В роли Женщины I - Ольга Саханова. Фото: «Республика» / Михаил Никитин

В роли Женщины I — Ольга Саханова. Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Нелюбимая дочь, выросшая у чужих людей, становится замотанной раздражительной Женщиной II. Ее роль исполняет актриса Национального театра Олеся Леонтьева. Ее жизненная позиция основана на мученичестве. Жизнь для нее — тяжелый крест и постоянные испытания. Актриса находит для образа свои выразительные средства.

Режиссер Глеб Германов специально убирает из постановки все бытовое, поэтому героини одеты в черные элегантные платья и носят туфли на каблуках. (К слову, режиссер Кирилл Сбитнев, поставивший в Национальном театре спектакль «Пер Гюнт. Новеллы», использовал такой же прием. «Республике» он признавался, что актриса в красивом платье способна сделать на сцене гораздо больше, чем в наряде простушки).

Роль правнучки, Женщины IV, исполняет актриса Негосударственного авторского театра Ad Liberum Екатерина Баранова. Ее детство проходит в таком же семейном кошмаре, но у нее уже есть друг-собака. Она меняет черное пространство вокруг, закидывая в него красный ковер, намекающий на семейный уют.

Лаконичное оформление спектакля (черная коробка площадки, проекция с текстом на стене, минимум реквизита) создает свой стиль постановки — строгий, не сентиментальный, местами жесткий. Происходящее маскируется под документальную историю типичной семьи, которая во всех поколениях несчастлива одинаково. Есть ли выход из этого замкнутого круга? Вопрос остается открытым.

Финальная сцена, где собирается вся семья, включая умершую бабушку, наполнена юмором. Зрителя немного отпускает, появляется надежда.