Вперед к Убежищу!

В Петрозаводске проходит первое представление местного сайт-специфик театра, главным действующим лицом которого станет территория уходящего завода ОТЗ.

Во всем мире такое пространство используется как арт-объект. Фото предоставлено организаторам фестиваля "15Х17"

Во всем мире такое пространство используется как арт-объект. Фото предоставлено организаторам фестиваля "15Х17"

Индустриальная сюита «Время, вперед?» идет в рамках арт-фестиваля о городе без центрального двигателя «15Х17» с 15 по 17 сентября. Автор представления — Ольга Ковлакова. Она учится на театроведа в Театральной академии Петербурга и значительную часть своего времени проводит на различных российских и европейских фестивалях в качестве волонтера, зрителя, фотографа, участника и критика. Сюита «Время, вперед?» — ее первый опыт в создании собственного театрального действия. 15 комплектов плееров с наушниками для участников представления она покупала за свой счет.

На входе

Схема театрального пути. Фото предоставлено организаторам фестиваля "15Х17"

Схема театрального пути. Фото предоставлено организаторам фестиваля «15Х17»

Место (site specific): территория бывшего Александровского завода или ОТЗ.

Время: 1 час 15 минут (+10 минут).

Музыка: Георгий Свиридов. Сюита «Время, вперед!» была написана к фильму Швейцера о строительстве Магнитогорского металлургического комбината.

Текст: Ксения Орлова, московская актриса.

Всего планируется представить идею говорящего пространства пять раз в течение трех дней.

Сайт-специфик театр — это театр вне традиционного пространства, вне сценической коробки. Спектакль может состояться в лесу, на бывшей военной базе, в метро, в автобусе, на городских улицах и так далее. Специфические особенности места, его бэкграунд становятся частью спектакля, то есть театральная условность вступает во взаимодействие с реальной средой.

Впечатление

Первый пробный показ индустриальной сюиты «Время, вперед?» прошел 13 сентября. «Республика» стала одним из участников представления. В нашем случае погружение в среду было более продолжительным — пришлось подождать, пока привезут плееры с записями аудиопроменада. Мы ждали у ГСКБ, одного из не снесенных зданий на территории бывшего завода. Рядом, на поле из арматуры, кирпичей и мусора, два маленьких экскаватора безостановочно перекладывали останки бывших цехов из одной кучи в другую. Было тепло, стоял туман, потом вышло солнце.

 

Одна из участниц спектакля, пока мы стояли, рассказала про то, что здесь всю жизнь работал ее папа. Что он брал ее с собой на территорию завода и разрешал наблюдать за производственной жизнью с любой точки, даже с крана. А потом она пришла к нему в цех, чтобы сказать, что неожиданно умерла ее бабушка, его мама. Было очень шумно, папа не мог расслышать, что она ему говорит, она постоянно повторяла про бабушку, а он снова не слышал.

Представление начинается в здании, где было конструкторское бюро. Помещение давно заброшено — некоторые окна разбиты, на полу и среди сломанной мебели — фрагменты прошлой жизни — мятые бумаги, стенды, снежинки, чьи-то башмаки, пустые бутылки, остов весов, ключи, гайки и прочее. Ты можешь ходить по комнатам и слушать музыку, воспоминания людей, голоса из прошлого и настоящего (саунд-дизайнер — Евгений Марков). Можно остановиться и прислушаться к самому пространству. Очень здорово так делать на четвертом этаже ГСКБ.

Променад предполагает посещение девяти точек на территории завода, среди которых останки ремонтно-механического цеха, который обычно охраняет собака Дик, Галерея промышленной истории, проходная завода и бывшее убежище. К каждой точке — своя запись на плеере.

На удивление все происходит так, как задумано автором: мы прощаемся с заводом легко, без надрыва и нагнетания эмоций, тепло и по-человечески.

От автора

Перед представлением разговариваем с его автором Ольгой Ковлаковой.

Время - художник спектакля. Фото предоставлено организаторам фестиваля "15Х17"

Время — художник спектакля. Фото предоставлено организаторам фестиваля «15Х17»

— Как возникла идея представления?

— Я два раза подряд ездила на международный фестиваль «Точка доступа», посвященный театральным проектам в нетеатральных пространствах, и всегда представляла себе, что бы я могла сделать из этих бродилок. На последнем спектакле «Красный шум» в питерской промышленной зоне у меня окончательно все сложилось.

Прежде было желание привезти в Петрозаводск крутых режиссеров из Питера или Москвы, занимающихся сайт-специфик театром. Чтобы они приехали к нам и провели здесь лабораторию. Но денег на это ни у кого не оказалось. Параллельно я ходила по городу и искала интересные места. Решила начать с ОТЗ. Было понятно, что нужно каким-то образом зафиксировать это место, давшее нам слово «Петрозаводск», пока оно совсем не исчезло. Само исчезновение завода проявило себя, на мой взгляд, очень театрально.

Для меня все сошлось, когда я в Галерее промышленной истории остановилась возле тройного хаотического маятника. Мне показалось, что и Свиридов, и тройной хаотический маятник, и рассказы бармена Даши из «Убежища № 1», — все это складывается в одну историю про завод.

Бывший ремонтно-механический цех ОТЗ. Фото предоставлено организаторам фестиваля "15Х17"

Бывший ремонтно-механический цех ОТЗ. Фото предоставлено организаторам фестиваля «15Х17»

— Каково вообще быть автором театрального произведения?

— Я ничем не рискую. Диплома театрального критика у меня нет, поэтому я не критик, режиссерского образования у меня нет и не будет. Я самозванка, а с таких и взятки гладки.

— Что будет после показа спектакля на фестивале?

— Гулять по территории завода нас точно больше не пустят. Я думаю потом модернизировать действие и сделать на его основе бродилку-экскурсию по городу.

— Чьи голоса звучат в записи?

— Я записала воспоминания ветерана завода Сергея Петровича Кабергина. Ему около 90 лет, он перенес три инфаркта — это слышно в записи. Но в свое время он жил активной жизнью — его голос должен оживить верхний этаж ГСКБ. Рассказчик в записи — артистка Ксения Орлова. Она лауреат «Золотой маски» за моноспектакль Клима «Возмездие 12». Ксения специально приезжала в Петрозаводск, чтобы записать этот текст. Потом там звучат голоса Виктории Никитиной, Вовы Хренникова, Алексея Деревлева, Дарьи Парамошиной — людей, которые сейчас обживают это место.

 

 

— А сам текст откуда?

— Оказалось, что в Музее промышленной истории есть хроника ГСКБ — несколько томов с фиксацией всей жизни конструкторского бюро. Сначала я думала, что проект будет образовательным — для школьников или туристов. Потом, когда стало понятно, что спектакль станет фестивальным, я выбрала из всех архивных записей истории про людей, а не только про производство.

— Время у вас движется вперед под вопросом?

— Свиридов написал «Время, вперед!» в период индустриализации. Тогда было такое ощущение времени. А сейчас время разрушает производство, пусть и весело. Вперед время или назад — не было у нас цели отвечать на этот вопрос. Главное, чтобы место зазвучало само.