Спартанские условия: как прошел 25-часовой автомарафон на льду в Сортавале

Любители отечественного автопрома съехались на озеро Айране, чтобы протестировать свои машины на прочность карельской погодой, ледяной трассой и изнурительной борьбой. Репортаж с места событий.

Озеро Айране в Сортавале известно жителям республики как место тренировки лыжников, осваивающих прыжки с трамплина. Однако, раз в год к нему съезжается пестрый караван “Жигулей” всех возможных цветов и комплектаций. Их пилотов, людей разных поколений и профессий, объединяет любовь к отечественному автоспорту и жажда вызова, который бросает непредсказуемая карельская погода.

В этом году на льду озера в пятый раз состоялся 25-часовой автомарафон, в котором приняло участие 17 команд из Санкт-Петербурга, Москвы, Ленинградской и Московской областей, Белгорода, Липецка и, конечно, Карелии. 

Фото: «Республика» / Даниил Рыжихин

Отключить системы безопасности в голове

Правила простые — кто проехал больше кругов за 25 часов, тот и победил. Регламент лишь обязывает команды раз в четыре часа менять пилота. Ограничений по остановкам на заправку, ремонту или буксировке организаторы не устанавливали. 

Но гонщикам и так хватает сложностей. Держать на льду заднеприводный автомобиль без шипованной резины само по себе испытание, а если делать это в постоянно меняющихся погодных условиях на хитро закрученной трассе? Если первый день гонки прошел относительно спокойно, то к ночи над озером начался сильный снегопад, который к утру сменился проливным дождем. 

Соревнования прошли в двух классах: М-Сток и «Кулибины». Первый отличает небольшой уровень доработки машин. Во втором классе допускались все возможные модификации от народных умельцев.

В ожидании буксировщика. Фото: «Республика» / Даниил Рыжихин

“Пришлось отключить все системы безопасности в голове и ночью наверстывать потраченное время. Тяжелая борьба была, очень сложные погодные условия, постоянно меняющееся покрытие. Буквально каждый раз новая трасса, геометрически одинаковая, но едется по разному”, — рассказал Евгений, пилот команды “Полный белый полярный лис”, которая год назад взяла 13 место на марафоне, а в этом заняла уже первую ступень пьедестала в разряде немодифицированных авто. 

Евгений. Фото: «Республика» / Даниил Рыжихин

Евгений много лет профессионально занимался раллийным спортом, в том числе и в Карелии. Как признается пилот, с началом семейной жизни стало сложно ездить на чемпионатные гонки, поэтому для него марафон — это возможность за выходные получить те же самые ощущения борьбы, которые дают обычные соревнования. 

Фото: «Республика» / Даниил Рыжихин

Пилот другой команды “Avatar Racing Team”, Роман, не обладает таким богатым опытом в автоспорте и заинтересовался им относительно недавно, занимаясь преимущественно на асфальте. В марафоне участвовал в первый раз, чтобы набраться опыта в экстремальном вождении. 

Роман (справа). Фото: «Республика» / Даниил Рыжихин.

Его команда также заняла первое место, но уже в квалификации для модифицированных авто. Секрет победы заключался в тактике, сформулированной еще в греческой басне о зайце и черепахе, а если по-русски: “Тише едешь — дальше будешь”. 

“Когда началась ночь, это было эмоционально, непонятно. Казалось, что можешь заблудиться. Это вроде и коридор, но ты едешь, у тебя поземка, ничего не видно. Когда появилась вода, темп упал в два раза, это был просто каток. Но мы доехали без вылетов. И эта стабильность принесла нам победу”, — пояснил Роман.

Ночная трасса. Фото: «Республика» / Даниил Рыжихин

Ламповые спартанские условия

Главный организатор необычных соревнований, Илона Накутис — титулованная российская автогонщица, победитель множества чемпионатов по ралли. Широкому читателю она может быть известна по видеоурокам по безаварийному вождению, которые часто показывают в автошколах по всей стране. 

Проводить марафон именно в Карелии Илона решила не случайно. Как рассказала сама гонщица, именно здесь началась ее спортивная карьера: 

“Я вырастала на этих дорогах, выступала на этих дорогах, учила на этих дорогах, а теперь еще и марафон здесь провожу. И хочу дальше продолжать. Идея пришла после моих выступлений в автомобильных соревнованиях исторического класса. Как-то раз я вышла на берег, посмотрела на него, и мне пришло понимание: нарисовала всю картинку, как должно быть”.

Илона Накутис. Фото: «Республика» / Даниил Рыжихин

А дальше идея начала обретать структуру и оформляться в идеологию. Сразу же было решено ограничиться задним приводом и поощрять командную работу. 

“Понимала, что будут ездить только на заднем приводе, потому что для меня это великое искусство пилотирования, мастерство высокого класса. Также для меня большую ценность представляет командная работа, ведь я сама классический раллист, я знаю что такое напарник — когда можно опереться на надежную руку, ногу, плечо, голову”, — смеется гонщица. — Я хотела создать такую ситуацию в которой мужчины будут проявлять свои лучшие качества. Абсолютно спартанский стиль, но у нас бы его назвали “ламповым” (прим. на сленге означает «уютный», «теплый»).

Фото: «Республика» / Даниил Рыжихин

Пообщаться с Илоной Накутис во время марафона оказалось нетривиальной задачей. К главному организатору то и дело подходили пообщаться ветераны автоспорта, начинающие гонщики и просто любители экстрима.

“Люди подходят и говорят спасибо. Обещают, что обязательно приедут еще, потому что здесь абсолютно уникальная атмосфера, ни с чем не сравнимая. Чувствуют себя как в большой дружной семье, для меня это очень важно”, — поделилась раллистка.

Илона Накутис. Фото: «Республика» / Даниил Рыжихин

То, что остается за кадром

Впрочем, забот организаторам марафона хватало и без общения с друзьями и знакомыми. Как и гонщики, они не спали все 25 часов. Операторы и ведущие вели круглосуточную трансляцию соревнования, а технические службы дежурили на каждом отрезке трассы. Команда эвакуатора проездила по льду озера не меньше чем сами участники заезда. 

Фото: «Республика» / Даниил Рыжихин

Житель Санкт-Петербурга Михаил вместе с товарищем дежурил на последнем отрезке трассы и мы пообщались с ним поздно вечером, когда видимость на дороге стала минимальной, а над озером начался сильный ветер. Оба дежурных принимали участие в марафоне второй раз. 

“Контролируем процесс, все 25 часов должны бодрствовать, но, когда на трассе спокойно, есть время отдохнуть. Когда случается происшествие, выставляем флаг, который регламентирует, что на трассе есть препятствие. В этом режиме другие участники должны снизить скорость и прекратить обгоны, пока работает экипаж эвакуатора”, — пояснил Михаил, которого пригласил на соревнования его преподаватель. Он получает образование по специальности “антидопинг в автоспорте”. 

Михаил. Фото: «Республика» / Даниил Рыжихин

Когда ночью на Сортавалу обрушилась метель, которую местные власти назвали одной из самых страшных за год, гонку пришлось временно приостановить, чтобы расчистить дорогу. Кроме этого, от снега и дождя досталось палатке, где находился главный штаб, а также стендам с едой, которые почти снесло от ветра. 

Несмотря на постоянно возникающие трудности, организаторы марафона строят планы на будущее, принимая заявки уже на следующую гонку. Илона Накутис призналась, что хотела бы добавить и другие технические виды спорта: квадроциклы, снегоходы, мотособаки и прочий транспорт. Как получится — увидим в 2025 году.

Фото: «Республика» / Даниил Рыжихин

Победители и призеры 25-часового марафона на льду

М-СТОК

1 место — экипаж «Полный белый полярный лис»
2 место — экипаж  «Slow mode Racing»
3 место — экипаж «Korben Dallas Racing Team»

Кулибины

1 место экипаж  — «Avatar Racing Team»
2 место экипаж —  «Команда мечты»
3 место экипаж  — «Ленинградская классика»

Фото: «Республика» / Даниил Рыжихин