Ушанка из джинсов и вторая жизнь шкафа : чему научил «Трансформатор»

На открытии выставки проекта «Трансформатор: новые подходы к старому» (0+) шла речь и о том, что со временем мы утрачиваем способность уважать вещи и ценить культуру быта. На самом деле, это не единственное размышление, которое возникает благодаря проекту. «Республика» тоже влилась в ряды «трансформаторов»!

На выставке «Трансформатор». Зеркало Ольги Власюк. Фото: «Республика» / Михаил Никитин

На выставке «Трансформатор». Зеркало Ольги Власюк. Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Выставка — финальная часть проекта «Трансформатор: новые подходы к старому», организованному АНО «Северное развитие». О концепции проекта, позволившему участникам превратить пришедшие в негодность памятные вещи в объекты прикладного искусства, «Республика» подробно писала, анонсируя выставку в арт-пространстве «Синий коридор». На вернисаже руководитель проекта Вера Мешко пояснила, как возникла идея «Трансформатора» и что можно увидеть на выставке.

Вера Мешко. Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Вера Мешко. Фото: «Республика» / Михаил Никитин

— В Петрозаводске это первая выставка такого рода, когда мы взяли наших горожан, их чему-то обучили интересному, и потом их предметы появились на выставке. Я такого, честно говоря, не помню. Основная идея заключалась в том, чтобы по-новому посмотреть на свои старые вещи. Вещи казались ненужными, а на самом деле с ними связаны истории, воспоминания, дорогие сердцу моменты. Нам хотелось бы, чтобы вы снова пережили эти моменты, сохранили эти предметы. И они станут вам еще более дороги, поскольку вы прошли с ними такой долгий путь, — сказала руководительница «Северного развития».

Напомним, в проекте было три направления, кураторами которых стали «мебельный лекарь» Юлия Зайцева (она вела мастерскую по реставрации мебели). Директор «Академии фотографии» Юлия Утышева вела мастерскую «Зеркало с историей», Лада Дымкина занималась с участницами в текстильной мастерской «Теплая память». По словам Веры Мешко, которая была и участницей проекта тоже, горожане получили уникальные знания, которые можно передать только из рук в руки.

— Выставка организована так: то, что вы видите на брезентах, называется мудборды. Это работы участников мастерской «Теплая память». Идея мудбордов — не только показать готовые вещи, но и представить процесс их рождения. На этикетках можно увидеть, как эти вещи выглядели изначально и прочитать истории, посвященные этим предметам. Работа с зеркалами велась в технике эгломизе, которой владеет Юлия Утышева. Подробные истории преображения предметов мебели размещены рядом с отреставрированными шкафом, стульями, скамеечкой и другими вещами, — рассказала Вера Мешко.

Отметим, что на выставке представлены и работы сотрудников «Республики». Дизайнерскую ушанку «Гудбай, Америка, о!» из старых фирменных джинсов создала Елена Фомина, обозреватель нашего сайта.

Ушанка Елены Фоминой. Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Ушанка Елены Фоминой. Фото: «Республика» / Михаил Никитин

— Когда-то джинсы были недостижимой мечтой: первые мама привезла мне из Финляндии в начале 1980-х, ноунейм за 100 марок. Позже джинсовые штаны стали любимым предметом гардероба. Но наступает момент, когда твои Levi’sы или Wrangler’ы приказывают долго жить. Каждый раз жалко выбросить, джинсовая ткань прекрасна и ношеная (…) И вот шапка, теплая и смешная. Как раз для моей подруги-журналиста, которая мотается по дальним командировкам то в Арктику, то в Антарктику. Теперь в ушанке полетит, не замерзнет, — написала в аннотации Елена Фомина.

Писательский дачный шкаф-буфет отреставрировал благодаря проекту Олег Заев, начальник рекламного отдела «Республики».

Шкаф-буфет Олега Заева. Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Шкаф-буфет Олега Заева. Фото: «Республика» / Михаил Никитин

— Раньше шкаф принадлежал классикам карельской литературы Пекке Пертту и Унелме Конкка. Грубоватая кустарная столярная работа, максимум функциональности и минимум «излишеств». В петлях дверец все шурупы разные. За 40 лет старичок износился и рассохся, к тому же был неудачно покрашен матовой краской. Напрашивалось обновление всех поверхностей и добавление новых функций, но с сохранением исходного «деревенского» дизайна, — написал про шкаф-буфет Олег Заев.

Одна из посетительниц выставки сказала, что увидела здесь глубокое уважение к вещам и культуре быта.

— Это утраченная сейчас способность людей уважать вещи, ценить их и давать им долгую жизнь. Когда вещи стали легкодоступными, они стали быстро портиться, и мы как будто потеряли что-то важное. У вас есть замечательное описание про 20 рубашек в месяц вместо двух. Я много размышляла об этом этой осенью, о том, что нам предстоит вернуть культуру этого бережного уважительного отношения к вещам.

Проект «Трансформатор: Новые подходы к старому» возник благодаря поддержке Фонда культурных инициатив. Выставка «Трансформация» открыта в «Синем коридоре» (ул. Чарльза Гаскойна, д. 4, 3-й этаж) до 9 января.