Про столярку: как дерево стало семейным ремеслом

Сначала Юлия Зайцева хотела стать дизайнером интерьеров, не получилось, ушла в творчество. Решила продолжить дело отца. Начала создавать деревянный декор и реставрировать мебель. Сейчас у нее своя мастерская и желание возрождать традиции столярного дела Карелии.

Работы Юлии. Фото: "Республика" / Лилия Кончакова

Работы Юлии. Фото: «Республика» / Лилия Кончакова

Юлия Зайцева родилась и выросла в Петрозаводске. После школы уехала в Санкт-Петербург, где в 2015 году увлеклась столярным делом. Так она хотела продолжить дело отца, который в 90-е годы делал двери, окна и мебель. В детстве она оказалась в его мастерской, и это ее очень впечатлило.

«Когда отец сообщил, что серьезно болен, то я сильно переживала. Тогда я и решила заняться столярным делом и перенять его навыки», — рассказала Юлия.

Юлия Зайцева. Фото: "Республика"/ Лилия Кончакова

Юлия Зайцева. Фото: «Республика» / Лилия Кончакова

Свою первую работу из дерева — столик с выдвижным ящиком — Юлия сделала, пока училась в столярной школе в Петербурге. Всё строгала вручную, за историю школы она была второй девушкой, которая пришла обучаться работе с деревом и единственной на своем потоке.

После обучения перед ней встал вопрос: а что делать дальше? Свой токарный станок Юлия взяла в кредит, попросила отца помочь ей забрать, занести и поставить его в первую мастерскую, а в 2016 году решила перевезти свое ремесло в Петрозаводск. По словам Юлии, в то время столяров тут было немного.

«Я очень рада, что меня это настигло, думаю, что это уже призвание»

Всё началось с деревянных ящиков. В Петрозаводске Юлия создала свою группу GRENELE. Первые клиенты появились сами собой. Затем она решила делать авторские светильники, тарелки и подсвечники. Раньше она хотела быть дизайнером интерьеров, но нашла способ самовыражения в декоре.

«С ящиками была долгая история, и она мне немножко надоела, потому что это не про столярку. Меня учили классическому мастерству и сложным приемам изготовления мебели, поэтому мучила совесть, что я занимаюсь не совсем своим делом», — говорит Юлия.

 

В творчестве Юлия ориентируется на мастеров из Японии, Ирана, Америки и других стран мира. Она бы хотела отразить в токарном деле и карельские мотивы, но признается, что сделать это очень сложно. Найти вдохновение она планирует в зодчестве. Однажды Юлия уже сделала три подсвечника на основе дизайна кижского резного столба.

«Всё равно в любом таком светильнике проявляется Карелия. Мы же все здесь люди природы и связаны с ней непосредственно», — добавила Юлия.

«К дереву меня тянуло с детства»

В мастерской Юлии больше 15 пород дерева. Это то, что удалось собрать из окрестных лесов и заказать по интернету. Часть материала и оборудования достались ей от мастеров, которые перестали работать с деревом. По ее словам, материала ей хватит на три года точно. Породы самые разные, из необычных здесь есть: карагач, боярышник, маслина, красное дерево и карельская береза. В мастерской есть деревянная табличка «Мечта требует труда», которую Юлии подарил сосед. Многие соседи по мастерской Юлии тоже работают с деревом.

 

Дерево занимает большую часть мастерской, оно — самая важная часть рабочего процесса. По словам Юлии, каждая порода и кусок дерева обладает своей особенной текстурой и цветом, поэтому выделить какую-то одну любимую сложно. Например, у карельской березы необычная текстура, в ней можно увидеть «барашки» и коричневые прожилки.

«В Карелии есть сосна, которую еще называют сухарником. Ее особенность в том, что она растет только у нас на севере. У нее серый край и внутри розовое дерево», — рассказала Юлия.

В эту мастерскую Юлия попала благодаря партнерам с Онежской мануфактуры прошлой зимой, в прежнем здании она замерзала. В новой мастерской она повесила деревянный кухонный гарнитур отца, который до этого был у них дома. Кроме этого, там стоит прялка ее прабабушки, сундук 1911 года и большое разобранное пианино, которое Юлия сейчас реставрирует.

«Я неравнодушна к старой мебели»

К реставрации мебели Юлия пришла не так давно. Сначала к ней в руки начали попадать разные сломанные вещи, люди стали просить что-то починить. Первым заказчиком был мужчина, который попросил ее отреставрировать корпус старых часов.

«Мне жалко, когда старую мебель выбрасывают на улицу. Зачем? Ведь ее можно починить, преобразить и дать ей вторую жизнь», — рассказывает Юлия.

Потом появились заказы на стулья, их и сейчас в мастерской Юлии очень много. Большую часть из них Юлия получает от партнеров из мебельных производств. Чаще всего нужно отремонтировать соединения, подкрутить расшатанные болты, заменить покрытие и покрасить. Самый большой заказ Юлии — починить 50 стульев для бистро «Дежавю» в Петрозаводске, на это у нее ушло несколько месяцев.

 

Когда заказов стало много, она окончательно решила заявить, что может реставрировать мебель. Это ей интересно, и в этом направлении хочется развиваться. После починки пианино впереди у Юлии партия из девяти современных и семи старых венских стульев.

В планах сделать второй этаж в мастерской, чтобы проводить там обучающие мастер-классы. Для этого Юлия учувствовала в разных конкурсах столяров и искала финансовую поддержку. Весной она пригласила к себе в мастерскую других мастеров. Вместе они создали проект для «Карелии рукотворной», конкурса ремесленников, которые создают дизайнерские изделия народов севера для туристов. Команда Юлии победила и ей выделили деньги на покупку материалов для своего проекта. Обустройство мастерской стало вопросом времени.

 

Проект «Делаем в Карелии» рассказывает о людях, которыми мы восхищаемся. На них просто смотришь и веришь: у тебя тоже получится. Чем так вдохновляют эти люди? Они делают свое дело. Им непросто. Часто — совсем невесело. Бывает, они тоже унывают и сдаются. Но они продолжают работать. Ловить рыбу или разводить кур, строить дома или варить сыр. Да, песни петь, наконец. Но так, чтобы жизнь вокруг наполнялась смыслом. О неравнодушных. О тех, кому больше всех надо: предпринимателях, фермерах, общественниках, массовиках-затейниках. О тех, кому всегда есть чем заняться.