Интерес можно измерять оценками, достижениями, деньгами и карьерой. А можно, как у Дрогуновых, цыплятами, книжками, лодками, лошадьми, мечами, голубятнями и даже банками варенья.
«Мы не идеальны. Иногда ругаемся, ссоримся, а дети дерутся. Муж никак не может достроить дом, а я уследить за тем, чтобы был идеальный порядок. Иногда у нас в доме кипят почти итальянские страсти, но мы поддерживаем друг у друга интерес к самым разным проявлениям жизни. Многому учимся у детей»
Семья Дрогуновых живет в своем собственном большом доме. Полэтажа дома на улице писателя Паустовского занимает библиотека. Постоянное чтение книг — семейная особенность Дрогуновых. Папа вчера читал на кухне «Курс N by E» Рокуэлла Кента о путешествии в Гренландию и забыл книгу на столе. Варя, самый читающий человек в семье, перехватила книжку у папы и к нашему приходу успела прочитать треть издания. С Варей можно свободно говорить о литературе и искусстве. Даша может разделать и приготовить курицу, рассказать, как прививать плодовые деревья, изобразить устройство жизни. С Гришей можно бегать и возиться.
Дети в семье Дрогуновых свободные и открытые. Все, чем они занимаются, делается без всякого принуждения со стороны взрослых. Может быть, секрет в том, что взрослые здесь сами очень похожи на детей. Любят делать то, что до них, может, и в голову никому не приходило. Илья, например, вместе с музыкантом Александром Леоновым сделал лодкострун. А Арина с детьми сумела вывести цыплят из яиц.
Арина, мама
Любимые книги: Джеральд Даррелл «Моя семья и другие звери», книги Татьяны Толстой.
Арина — специалист по немецкому и английскому языкам. Летом работает экскурсоводом на Кижах, зимой преподает. Арина умеет жонглировать мячами и ездить верхом на лошади, но по городу передвигается на велосипеде.
— Я и не знала, что трое детей — это уже многодетная семья. По мне так это обычная семья. Зато статус дает некоторые преимущества: мы, например, бесплатно ходим по музеям. В Питере это очень актуально. Я вообще никогда не думала, что у меня будет большая семья. Когда заканчивала свой иняз, представляла, что буду жить в Германии. Но вот встретила Илью, вышла замуж… А у него — дом.
— Вам что поручено в доме?
— Правильный вопрос. Я слежу за поддержанием порядка. Большой дом все-таки. У детей много вещей. Все вещи нужно рассортировать и уложить организованно. Потом я готовлю еду, но это не проблема: для меня кулинария — отдых. Я люблю собирать ягоды. В прошлом году привезла с острова две сумки клюквы. Из разных ягод мы наварили 20 банок варенья.
Цыплята
Арина старается сделать жизнь детей еще более насыщенной впечатлениями и постоянно что-то придумывает. Например, она решила вместе с детьми вывести цыплят из яиц. В книжке Носова этим делом занимались Мишка и Коля.
— Что такое судьба? Предначертание? Однажды мы решили завести цыплят. Купили десяток живых яиц для инкубатора. А дома я решила испечь пирог и истратила на него два яйца. Два яйца в пироге, а восемь — в инкубаторе. Было ли у первых предначертание? Не знаю.
— Зачем вам были нужны цыплята?
— Мои дети не ходили в сад, поэтому мне нужно было что-то постоянно для них придумывать, чтобы оторвать их телевизора и прочего. Возникла идея с инкубатором. Мы тщательно изучили вопрос, прочитали книгу Носова «Веселая семейка». Оказалось, что находимся в лучшем положении, чем Миша и Коля. У нас инкубатор из пенопласта, а у них — из картона. Они вручную поддерживали температуру в инкубаторе, а у нас прибор стоит.
— Опыта никакого не было?
— Никакого опыта! Но очень интересно для юных натуралистов. Что может быть круче машинок на пульте управления? Оживление яйца! С детьми мы обсудили весь процесс становления яйца, разобрались с тем, что происходит внутри скорлупы на разных стадиях развития цыпленка.
Все наши мысли были заняты только цыплятами. И вот весной мы поехали в Соломенное, туда, где живут птичники. Нашли там одного человека, очень интересного. Он столько историй рассказал о том, как перевозил в карманах контрабандой яйца разных куриных пород. Нам были нужны простые живые (оплодотворенные) яйца, а у него были только дорогие породы, поэтому мы купили десяток у его соседа. Самых обыкновенных.
— И сколько у вас вылупилось птенцов?
— Надо сказать, что процент выводка — пять из восьми вылупившихся цыплят — у нас вышел очень приличный, особенно для начинающих птичников. Какие-то цыплята потом погибли. Им трудно вылупиться многим, хочется помочь, а этого делать нельзя. Два цыпленка родились очень слабыми. Одного из них унесла ворона. В итоге осталось три цыпленка — по количеству детей. Каждый был со своим характером, у каждого было имя. На цыплят очень приятно было смотреть в цветущем саду — вроде психотерапии. Начинаешь за ними наблюдать, как они по траве ходят, червяков ищут, заняты своими делами, — и сразу как-то успокаиваешься. Выгул цыплят был обязанностью детей. Следующей весной мы обязательно повторим опыт. Вырастим цыплят и отдадим их в хорошие руки.
Илья, папа
Любимые книги: мемуары, военные мемуары.
Илья — мастер. Может и стол сделать, и комод, и лодку сшить или выдолбить, и голубятню построить. Илья работает на заказ. Недавно, например, он сделал конструкцию детской площадки в одном из районов города. Все детали конструкций создавались дома. Иногда прямо на кухне.
Дом, в котором живет его семья, он построил сам. Сам сделал фундамент, стены, крышу. Заниматься отделкой ему уже не так интересно, поэтому дом сохраняет статус недостроенного.
— Сразу могу сказать, что у нас сапожник без сапог. Все сапоги у заказчика, а он ходит босиком, — поясняет Арина. — Дома ему хочется чем-то другим заняться — почитать книжку, в конце концов, а не шкаф мастерить. Вот если бы я голубятню попросила построить, он с удовольствием бы ее сделал. Но вещи-то надо куда-то складывать?
Илью также очень интересуют лодки. «Катера и яхты» — его любимый с детства журнал. Сам построил для семьи лодку и на ней с детьми ходил под парусом, учил их. С Александром Леоновым Илья построил лодкострун.
Лодкострун — музыкальный инструмент. Представляет собой лодку-долбленку с натянутыми внутри десятью струнами, сделанными из веревок.
— Сейчас вы что делаете интересное?
— Завтра буду стелить полы из ламината для заказчика. Семью надо кормить.
Книжки
Семью объединяет библиотека. Арина говорит, что вслух читать полезно даже взрослым детям — это снимает их тревожность. Среди нынешних любимых семейных авторов — Олег Григорьев. Среди традиционно любимого — «За спичками».
— Как приучить детей к чтению?
Илья: — Не включать телевизор и не давать в руки планшет. Любой человек нуждается в информации, вопрос только в том, где он ее найдет. Хорошо бы в книгах. Сидишь дома, зима, делать нечего. Как тут не начать читать?
Варя
Любимые книги: от Крапивина до Толкиена. Варя — специалист по эльфийскому языку. Хотела бы жить на улице, названной в честь Марины Цветаевой.
Старшая дочь Арины и Ильи всерьез занимается музыкой. В этом году она оканчивает музыкальную школу по классу домры. В планах — научиться играть еще либо на гитаре, либо на фортепиано. Параллельно Варя занимается фехтованием и катается на лошадях. Хочет стать чемпионкой мира по историческому средневековому бою. В этом году перешла в художественный класс лицея № 1.
Арина: — Варя сама перешла в лицей. Её взяли, несмотря на разные оценки. Варя сказала, что в предыдущем классе ей было неинтересно, а тут класс — художественный. Для нее очень важно, чтобы было интересно. Она — человек думающий, очень способный, у нее есть свое мнение. Но она не всегда делает то, что положено. Мы подумали, что несделанные домашние задания — это не очень хорошо, хотя, может быть, и не имеет значения. Особого.
— А что имеет особое значение?
Арина: — Сама жизнь имеет значение. Учеба в школе — важная вещь, но не самая главная. Наша задача — освоить жизнь. Важно, как мы относимся друг к другу, о чем говорим, как взаимодействуем и понимаем друг друга. Это меня беспокоит, а не оценки детей в школе. Дети-то у нас неглупые. Я знаю, что школа несовершенна, сама работала учителем. Мне кажется, что самое важное — это личность преподавателя. Если учитель — хороший человек да еще и профессионал, то он справится с несовершенством программы и системы. И ребенок тогда получит от него что-то важное для жизни и запомнит навсегда. Этого достаточно.
Даша
Любимые книги — книги по кулинарии и медицине. Юрий Коваль. Маленькие короткие рассказы.
Даше 11 лет. Она играет на виолончели. Много времени уделяет художественной деятельности. Папа купил Даше акриловые краски, и она пишет картины. В основном пейзажи и «постановки» — фантазии на разные темы.
— Сегодня я закончила картину «Жизнь». Это образное восприятие нашей жизни. Здесь есть всё — могучие силы, нормальные и те, которые выбиваются из колеи. Еще показано то, что идет после жизни, — смерть.
— А кто, по-твоему, выбивается из колеи?
— Те, кто относятся к жизни не так, как все.
— А себя ты относишь к какой категории?
— Мне кажется, я как все.
Даша учится в технологическом классе. У нее с «одной ответственной девочкой» уже есть свой проект: им нужно по старинным карельским рецептам изготовить природные краски и ими попробовать потом расписать доски. Проект по завершению должен произвести фурор.
Гриша
Гриша читать давно умеет, но ему этого не надо. Ему надо бегать!
Грише 7 лет, он первоклассник. Он любит все, что любят мальчишки в его возрасте. И еще маму.
Дети как учителя
— Вы наказываете детей? Как?
Арина: — Поругаю, бывает. Но это ведь неприятно очень. Самому ругающему неприятно. Мы с детьми всегда все проговариваем: свои обиды, недовольство. Просим прощения. Объясняем. Я не люблю наказывать. И если запланировала купить что-то кому-то в подарок, все равно куплю. Я и двойки не люблю ставить студентам в колледже. По мне, наказание не имеет значения. Важно понять, что если ты сделал что-то плохо, то потом в жизни что-то не будет работать хорошо. Вот наказание. Что-то будет идти не так в жизни. Часы будут ходить неправильно. Дети друг друга защищают, если я ругаюсь и если я, по их мнению, несправедлива. Я могу сказать им, что, да, я была несправедлива и просто плохо себя контролировала. Что я постараюсь больше этого не делать. И попробую сдержаться в следующий раз. Тренирую нервы.
— Вы можете это объяснить детям?
— Это сложно делать и детям, и взрослым. Но все мы в жизни учителя друг друга. Иногда двойки получаем, иногда пятерки. Такая внутренняя школа. И дети там тоже учителя. Это жизнь мне так показала.
В проекте «Семья» мы рассказываем о том, насколько по-разному счастливы семейные люди. Чаще всего разговор про это счастье имеет отношение к детям – родным, приемным, особенным, — разным. Через что нужно пройти, чтобы взять на воспитание ребенка из детского дома? Как вырастить детей свободными и радостными? Как преодолеть свои страхи и не зависеть от мнения окружающих? В «Семье» мы все вместе говорим о главных вещах, примеряем на себя опыт других, спорим и удивляемся.