Наташа и ее дети

Челлендж «Планка», английский для себя и к Кембриджскому конкурсу, манго на подоконнике, выловленная щука и помощь ближнему — самоизоляция в семье Кивирьян прошла не без пользы. «Республика» поговорила с родителями о том, как повлиял ограничительный режим на жизнь внутри семьи.

Сладкая жизнь. Давид и Диана Кивирьян. Фото из личного архива семьи Кивирьян

Сладкая жизнь. Давид и Диана Кивирьян. Фото из личного архива семьи Кивирьян

На время ограничительных мероприятий, связанных с пандемией коронавируса, семья Кивирьян взяла на себя шефство над бабушкой из своего подъезда. «Ей 91 год, она живет одна. Мы пекли для нее пирожки, ходили за хлебом и молоком. Дети даже концерт приготовили ей на День Победы», — рассказывает мама Киры, Дианы и Давида Кивирьян.

Наталья Кивирьян — одна из основателей и деятельных участниц клуба «ПедалейNET». Во все времена можно было только завидовать ее активности. В числе первых в семье Кивирьян появились беговелы — велосипеды без педалей, что и стало толчком к созданию в Петрозаводске детского клуба. Сейчас Диане 8 лет, она учится в первом классе по программе Жохова. Девочка свободно говорит и читает на английском языке, потому что мама и папа не ленились и организовывали ребенку с лингвистическими способностями возможности для их развития. Младшему Давиду 4 года. Он любит спорт и победы.

 

На время самоизоляции старшую Киру взяла к себе бабушка, а младшие дети освоили с мамой некоторые полезные вещи.

— Мы без конца занимаемся. Сначала с Дианой участвовали в бесконечных челленджах с английским языком. Каждый день нам приходили задания, которые нужно было выполнять. Интерес к процессу усиливают небольшие мотивационные подарки, — рассказывает Наталья Кивирьян.

Диана Кивирьян начала изучать английский язык в системе, когда ей еще не было двух лет. Сейчас она свободно общается с носителями языка. Тяжелее дается грамматика, потому что Диана только первоклассница. Тем не менее ребенок запросто читает не только на русском, но и на английском языке. Сейчас, например, — рассказы о зайчике из Children’s Storybooks.

— Это издание 1958 года. Я эту книжку искала по всей стране. Еле нашла на одном книжном сайте — ее отдавали бесплатно, но за это нужно было приобрести у них пару-тройку книг. Книга очень хорошая, с правильным словарем. Кстати, мы с Дианой параллельно со школьной программой делали самостоятельно задания по нашим старым учебникам математики и русского языка. Мне кажется, что они составлены правильно. Вот мы проходим «жи-ши», например, а потом «ча-ща», но при этом «жи-ши» тоже никто не бросает — обязательно встретишь потом в заданиях какие-то закрепляющие эту тему конструкции. В современных учебниках принцип другой: отрабатываем тему, переходим к следующей, — рассказывает Наталья Кивирьян.

 

Давида английский язык и «жи-ши» пока не очень увлекают, поэтому у него другой челлендж — «Планка». Каждый день он с мамой стоит в планке, привыкает к постоянным нагрузкам. Суть эксперимента — за 21 день выработать привычку к этому упражнению, чтобы потом делать его постоянно.

Семья Кивирьян одной из первых освоила беговел. Изначально клуб «ПедалейNET» создавался для того, чтобы организовать занятия для собственных детей. Потом к беговельному движению присоединились все заинтересованные горожане. После беговела в семье появился велосипед — для катания, соревнований и трюков. Оказалось, что детей из одной семьи нужно по-разному мотивировать для занятий.

— Диана катается только ради удовольствия. На соревнованиях ей хочется красиво проехать, а не занять первое место. Такая же история с горными лыжами и сноубордом. Главное — красивое катание и чтобы корона неплохо смотрелась на шлеме. Совсем не спортивный настрой. Мы уже научились легко к этому относиться: ребенок катается на свежем воздухе — уже хорошо. У Давида всё иначе. Его цель — приехать или прибежать первым. Он довольно упорный и целеустремленный.

 

По словам Натальи, дети учатся всему новому без принуждения. Это обстоятельство помогло им сделать жизнь в период самоизоляции не скучной и насыщенной.

«Республика» провела небольшой опрос, чтобы выяснить, чему научились за время ограничений родители и дети в других семьях.

Петрозаводчанка Елена Самарина — мама троих детей (7, 9 и 18 лет) — говорит, что в период ограничения общения с миром хорошо поднимают настроение танцы.

— Каждый день мы танцевали. Не меньше часа!!! Включали на полную катушку музыку и танцевали. Вообще, нам легче было перенести карантин — у нас свой дом с участком. Много времени уходило на учебу, а все свободное время тратили на игры: «Эрудит», «Имаджинариум», шахматы. А еще в это время постоянно поддерживался порядок в доме — приучала детей к уборке. Раньше на это времени не хватало. Плюс мы готовили разные блюда и пекли вместе пиццу. Дети научились резать овощи, колбасу. Специально в это время покупала и покупаю хлеб и батон не в нарезке. Учу детей пользоваться ножами и доской. Научила детей пользоваться компьютерами — теперь сами могут найти любую информацию. А еще занималась самовоспитанием — старалась не ругаться на детей, находить компромисс в любой ситуации, стала читать им книжки на ночь. В общем, нет худа без добра — нашу семью карантин сблизил. До карантина мама работала с раннего утра до позднего вечера…

 

Настольные игры объединили и семью Артема Мамаева. Правда, глава общественного движения «Отцы Карелии» и до этого без конца играл с детьми — своими и чужими. В своем проекте «Игротека» он как раз и продвигает идеи позитивного общения внутри семьи и за ее пределами при помощи игровых техник.

Хорошо, когда папа дома. Фото из личного архива семьи Мамаевых

Хорошо, когда папа дома. Фото из личного архива семьи Мамаевых

Время вынужденной самоизоляции наша коллега Марина Бедорфас, мама троих детей, проводит на даче.

— Старший сын, шестиклассник, учился дистанционно, два раза в неделю у него были онлайн-уроки игры на гитаре. Во дворе мы повесили баскетбольное кольцо и отрабатывали вместе трехочковые. Подтянули английский. С младшим, он пойдет в первый класс, прочитали много книг. Ребенок начал читать сам. Вместе мы выполняем разные задания развивающие, разгадываем сканворды, каждый вечер играем всей семьей в лото на конфеты и часто печем пироги.

Героиня нескольких наших материалов Айна Шамурадова рассказала, что учила своего 11-летнего племянника готовить еду, но запал быстро иссяк.

 

— 11-летнего ребенка очень сложно оторвать от гаджетов. Иногда хочется применить силу, чтобы это сделать, но слишком сильно люблю его. Мне кажется, зависимость от гаджетов — проблема нашего века, тут терпение необходимо, чего нам порой очень не хватает. А еще мы играли в «Монополию» и снова начали рисовать. Я первый раз лет за 20 кисточку в руках держала!

Творческий человек Майя Савчук, руководитель Арт-студии при Городском выставочном зале, конечно, знает, чем можно занять детей.

— Со старшим мы участвовали в конкурсах от «Другой продленки», оба раза он выигрывал, строил из лего, это очень скрасило досуг. А вообще, мои дети и не заметили изоляции… Всё время бы дома сидели. Эффективность и в учебе налицо, и в образе жизни, и спокойнее все. Рисовали, лепили. Вот здесь (на фото) только Нюша мамина, мелкие детали остальных мамины, Андрей их приклеивал на свои основы, Ежик полностью Андрея, кроме очков. Это дети помогали брату участвовать в челлендже «Скопируй мир» от «Другой Продленки». Там в этот раз можно было участвовать всем, даже тем, кто не занимается у них. Мы два раза участвовали, оба раза старший занимал места.

Для всех других детей Майя Савчук сама проводила мастер-классы (их можно посмотреть в группе «Арт-студия и мастер-классы ГВЗ Петрозаводска»). «Дети по моим мастер-классам делали картинки, и один мальчик сделал такие удачные, что несколько детских поэтов придумали на них стихи, опубликовали их в паблике детского журнала, а одна из поэтесс захотела издать книжку!» — говорит Майя Савчук.

 

Поделились впечатлениями от нового опыта общения с детьми в изоляции и представители семей, живущие за границей. Например, журналист Леонид Олыкайнен (Финляндия) сказал, что научился читать внукам сказки на ночь по скайпу. «Раньше мы этим не баловались», — добавил он. Доктор Илона Джижджок (Германия) говорит, что свой сад, собака и лес за забором очень скрашивают ограничение в общении с миром. «Ничего не делали», — поделился наш бывший коллега Андрей Агапов (Финляндия), отец двоих детей. «Самоизоляция — это как?» — спросил преподаватель из Швеции Никита Михайлов. А Татьяна Абрамова, героиня текста «Девять детей и грузовик» и просто героиня, чью семью карантин накрыл в Египте, жалуется на запрет выхода на море, жару и комендантский час.

 

Оказалось, что неожиданный опыт может привести к неожиданным результатам.

«Самоизоляция оказалась очень вовремя, — подтверждает сотрудник Театра кукол Наталия Крылова. — Первый месяц сын (9 лет — прим. ред.) вообще не выходил из дома. Будучи оставлен в покое, через некоторое время стал похож на того ребенка, каким был до школы. Он фонтанировал идеями, все время что-то делал. Разбирал, собирал, конструировал, паял. Вернулся к лего, стал делать сейфы и автоматы по выдаче тик-така. Превращал карандаш в резец для дерева, делал проекторы из обувных коробок. Создавал видеоконференции, гугл-опросы, освоил много новых ресурсов. Записывался на взрослые вебинары по созданию сайтов и обработке видео, даже что-то выполнял там. Кружки с легкостью перешли в онлайн: алгоритмика, 3D-моделирование, ТРИЗ, схемотехника, а также финский и английский (да, мне тоже кажется, что многовато, но это его выбор). Спортом не занимался, даже онлайн-уроки физкультуры игнорировал, но мы ездили за город на велосипедах. Вместе вечерами смотрели фильмы, а также по телевизору «Свою игру» и «Что? Где? Когда?», если он не был занят каким-нибудь вебинаром. Иногда играли в игры. В общем, сначала я его пыталась «занимать», отрывая от каких-то других его действий, но потом поняла, что никакой ценностной иерархии в занятиях нет: человек и так не скучает и занят делом».


В проекте «Семья» мы рассказываем о том, насколько по-разному счастливы семейные люди. Чаще всего разговор про это счастье имеет отношение к детям: родным, приемным, особенным — разным. Через что нужно пройти, чтобы взять на воспитание ребенка из детского дома? Как вырастить детей свободными и радостными? Как преодолеть свои страхи и не зависеть от мнения окружающих? В «Семье» мы все вместе говорим о главных вещах, примеряем на себя опыт других, спорим и удивляемся.