«Этой ночью навсегда твоей я буду»: о главной премьере сезона в карельском Музтеатре

«Весь мир — театр». Шекспировская фраза лучше всего подходит к тому, что происходит в опере «Паяцы», премьера которой прошла в Музыкальном театре Карелии. Спектакль получился очень эффектным, воздействующим на публику и музыкой, и актерским исполнением, и трюками, и фантастическим визуальным наполнением.

"Взгляни, мой милый, что за ужин я тебе сварила!". Дуэт Коломбины и Арлекина в опере "Паяцы". Фото: ИА "Республика" / Михаил Никитин

"Взгляни, мой милый, что за ужин я тебе сварила!". Дуэт Коломбины и Арлекина в опере "Паяцы". Фото: ИА "Республика" / Михаил Никитин

В Музыкальном театре Карелии прошла главная премьера сезона. 18 и 19 марта зрителям представили оперу Руджеро Леонковалло «Паяцы» в постановке главного режиссера театра Анны Осипенко. Музыкальный руководитель и дирижер оперы — Михаил Синькевич. Вполне вероятно, что постановка станет одной из самых популярных в репертуаре — спектакль получился динамичным, ярким, эффектным.

Прием «театр в театре» — та ловушка для зрителей, которая срабатывает всегда: и в драматическом театре, и в музыкальном, и в комедии, и в трагедии, и в хорроре. Гамлет придумал свою «Мышеловку», чтобы разоблачить убийцу отца. Комедия положений «Шум за сценой» основана на комичных пересечениях жизни на сцене и вне ее. Фильмы ужасов научили нас не доверять слишком веселым клоунам.

"Подождите, я с вами". Сцена из оперы "Паяцы". Фото: ИА "Республика" / Михаил Никитин

«Подождите, я с вами». Сцена из оперы «Паяцы». Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин

Сюжет оперы «Паяцы» целиком построен на приеме, где страсти, предусмотренные в балаганном представлении, многократно увеличивают дополнительные любовные линии из жизни. Комедия, которую разыгрывают перед деревенской публикой Коломбина, Арлекин, Паяц и Таддео, превращается в драму с кровавой развязкой. Если главные герои выступают в двух образах — актера и своего персонажа в комедии, то у Тонио — три роли. В Прологе он выступает от автора, рассказывая о природе театра, о жизни актеров в маске и под маской.

Из пяти главных героев спектакля четверо испытывают сильные любовные переживания. В центре интриги оказывается красавица Недда (она же Коломбина в спектакле). Интрига не сложная: у красавицы есть ревнивый муж Канио (Паяц), которому завидует коллега по театру Тонио (в представлении — Таддео), желающий тоже обладать Неддой, а сама она собирается сбежать с любовником Сильвио, жителем той деревни, куда с гастролями приехал театр («Этой ночью навсегда твоей я буду»). Между любовных линий оказывается Пеппе (он же Арлекин). Во время представления ревнивый муж сводит счеты с изменницей и ее любовником, но публика, которая пришла на представление, принимает развязку как театральный ход. «La commedia e finita», — произносит Тонио. Он потрясен. Балаганная форма комедии dell`arte в опере Леонкавалло соединяется с настоящей трагедией, и это производит сильное впечатление на зрителей.

 

Хореограф Анна Белич и ее ассистент Вадим Харитонов создали интересное пластическое выражение коллизий балаганной комедии. Известно, что Анна Белич специализируется на постановке хореографии и пластики в технике Декру. Движения Коломбины, Арлекина и Таддео, разыгрывающих представление про адюльтер и курицу, нарочно механистичны, создается впечатление, что тело двигается как на шарнирах. Технику Эжена Декру Анна Белич изучала в Париже, а также брала у уроки у Арианы Мнушкиной, создавшей Театр Дю Солей.

Художники-постановщики Мария Лукка и Александр Мохов придумали эффектное и соответствующее жанру сценографическое решение. Театр, где разыгрываются страсти, построен прямо на сцене. Поворотный круг представляет нам его с разных сторон. Артисты хора — публика, которая пришла на представление. Где-то среди них есть наш коллега — оператор «Сампо ТВ 360°» Владимир Волотовский в черном костюме с надписью Staff. Он в реальном времени снимает определенные сцены на камеру. Трансляция крупных планов идет почти без перерыва. Периодически камера оказывается у Тонио, а ближе к финалу мы наблюдаем, как Канио превращается в Паяца, накладывая себе грим, и выражение его лица не сулит ничего хорошего.

Сцена с курицей. Таддео (Павел Назаров) и Коломбина (Наталья Ландовская). Фото: ИА "Республика" / Михаил Никитин

Сцена с курицей. Таддео (Павел Назаров) и Коломбина (Наталья Ландовская). Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин

Режиссер Анна Осипенко делает всё, чтобы у публики не было шансов расслабиться. Действие разворачивается стремительно, часто несколько событий происходят одновременно в разных точках площадки. Нужно приспособиться смотреть так, чтобы, по возможности, ничего не упустить, включая бегущую строку с переводом текста арий и речитативов с итальянского на русский. Отдельное впечатление производит работа художника по свету Стаса Свистуновича. В спектакле есть свои «голубые» и «розовые» периоды. Свет подчеркивает контрасты переходов от комедии до трагедии, от трюков к реальным страстям.

 

В программке заявлены три состава исполнителей оперы. В нашем случае в роли Канио был Антон Халанский — солист, приглашенный из Мариинского состава. (В другой веристской опере «Сельская честь» он исполнил роль Туридду). В роли его жены Недды была Дарья Батова, Павел Назаров исполнил роль Тонио, Чингиз Кадыров — роль Пеппе, а Вячеслав Хавренок — Сильвио.

Павел Назаров проявляет себя в спектакле не только как хороший солист, но и как талантливый комедийный актер. Его реприза с курицей, где мимоходом пародируется ариозо Канио Recitar, одна из самых известных арий в мировой опере, — отдельный цирковой номер. Интриган Тонио — пружина драматической составляющей оперы «Паяцы», он умудряется быть одновременно в разных местах, он всё видит, слышит и передает Канио. Канио в исполнении Антона Халанского — могучий человек с добрым лицом. Он похож на атлета, способного любого уложить на обе лопатки, но заставить жену добровольно произнести имя возлюбленного, он не может.

Павел Назаров в роли Таддео. Фото: ИА "Республика" / Михаил Никитин

Павел Назаров в роли Таддео. Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин

Партия Недды сложная, она предназначена для крупного драматического сопрано. Недду, к примеру, исполняли Мария Каллас и Монтсеррат Кабалье. И Наталья Ландовская, которую мы видели на генеральном прогоне, и Дарья Батова, сыгравшая Недду на первой премьере, очень выразительны.

Наталья Ландовская (Недда) и Вячеслав Хавренок (Сильвио). Фото: ИА "Республика" / Михаил Никитин

Наталья Ландовская (Недда) и Вячеслав Хавренок (Сильвио). Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин

Арлекин (Чингиз Кадыров) пытается спасти ситуацию в комедии с Коломбиной. Он единственный персонаж, вовлеченный в любовную интригу только в сценическом варианте. Его непосредственная реакция помогает нам лучше понять происходящее. Дуэттино Арлекино и Коломбины об ужине и вине сопровождается яркой репризой. Комизм здесь достигает нужного градуса, чтобы очень скоро обрушиться ревностью и местью Канио.

Чингиз Кадыров (Арлекин) и Наталья Ландовская (Коломбина). Фото: ИА "Республика" / Михаил Никитин

Чингиз Кадыров (Арлекин) и Наталья Ландовская (Коломбина). Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин

Режиссер Анна Осипенко выстраивает действие так, чтобы у публики в зале (и на сцене) возникло полное ощущение реальности происходящего. Так, цирковые номера здесь исполняют профессиональные трикеры — спортсмены, соединяющие движения из боевых искусств, гимнастики, капоэйры, брейк-данса для создания композиций из вращений в разных плоскостях. Их мастерство мы уже видели в опере «Алеко». Спортсмены-трикеры здесь ловко дублируют главных персонажей фарса: Коломбину, Арлекина, Паяца. Получается такой «театр в кубе».

 

Нередко оперу «Паяцы» в разных театрах исполняют вместе с оперой Масканьи «Сельская честь». Обе оперы наиболее ярко и эффектно представляют идею веризма — направления в искусстве конца XIX века, принципом которого стало натуралистически правдивое изображение жизни. В репертуаре Музыкального театра Карелии теперь есть обе эти оперы. Они поставлены с таким размахом, что требуют отдельного исполнения. Следующее представление оперы «Паяцы» пройдет на сцене Музыкального театра Карелии 15 апреля.

"La commedia e finita". Фото: ИА "Республика" / Михаил Никитин

«La commedia e finita». Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин