«Что будет со мной?»: в Петрозаводске прошли гастроли театра из Татарстана

«Если ты не прольешься дождем, что будет со мной, что будет со мной?» — поют артисты в спектакле «Бегущий за ветром». Несмотря на драматический сюжет, надежда на то, что все плохое будет преодолено, есть. Альметьевский татарский драматический театр открыл театральный сезон в Карелии.

Сцена из спектакля «Бегущий за ветром». Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин

Сцена из спектакля «Бегущий за ветром». Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин

В Петрозаводске по программе «Большие гастроли» прошли гастроли Альметьевского татарского государственного драматического театра. Театр показал на сцене Национального театра три спектакля: «Бегущий за ветром», «Укрощение строптивой», «Играем маленького Мука». Постановка «Бегущий за ветром», отмеченная наградами фестивалей, в постановке Камиля Тукаева произвела впечатление на карельскую публику.

На встрече с журналистами директор Альметьевского драмтеатра Фарида Исмагилова рассказала невероятную историю появления этого материала в афише.

Актер Динар Хуснутдинов, директор Альметьевского театра Фарида Исмагилова, главреж Национального театра РК Вячеслав Поляков, директор Национального театра Карелии Марина Морозова, заместитель министра культуры РК Сергей Соловьев. Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин

Актер Динар Хуснутдинов, директор Альметьевского театра Фарида Исмагилова, главреж Национального театра РК Вячеслав Поляков, директор Национального театра Карелии Марина Морозова, заместитель министра культуры РК Сергей Соловьев. Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин

«Ничего случайного не бывает, я в этом уверена. Я прочитала роман Халеда Хоссейни «Бегущий за ветром» и меня так тронула эта история, что я начала искать режиссера для постановки. Я не нашла его. Потом мы познакомились с Камилем Тукаевым. Он известный актер, вы все его знаете. Однажды я услышала, как он рассказывает о своем детстве, о том, что первые театральные впечатления в его жизни были связаны с гастролями как раз нашего театра. Я подошла к нему и предложила поставить у нас спектакль. Он захотел ставить Шекспира «Сон в летнюю ночь». А у нас Шекспир есть. Потом он вдруг говорит: «Мой сын (он кинорежиссер) рекомендовал почитать один роман. Я его прочитал, и теперь три дня не могу спать. Автор — Халед Хоссейни, роман «Бегущий за ветром»». Я, пораженная происходящим, молчу. Он: «Вы меня слышите?» Вот так случилось, что мы друг друга нашли».

Фарида Исмагилова подчеркивает, что в России никто, кроме них, не ставил этот материал. Говорит, что сложным путем получили авторские права (сценическая адаптация Мэттью Спенглера), что артисты и вся постановочная бригада вложили в постановку всю душу.

Спектакль шел на татарском языке с синхронным переводом на русский. Текст на русском читала сама Фарида Исмагилова — очень страстно, по-актерски. В финале голос дрожал от чувств, которые, кажется, она еле сдерживала.

Речь перед спектаклем. Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин

Речь перед спектаклем. Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин

«Бегущий за ветром» — дебютный роман Хоссейни, афганского автора, живущего в Америке. В основе — история человека, который пережил множество событий — от очень личных, связанных с дружбой, предательством, чувством вины за трусость, до политических и социальных, связанных с взаимоотношениями между пуштунами и хазарейцами, с войной, кровью и смертью. Роман награжден литературными премиями, режиссер Марк Форстер снял по роману фильм.

Запуск змея. Сцена из спектакля «Бегущий за ветром». Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин

Запуск змея. Сцена из спектакля «Бегущий за ветром». Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин

Режиссер спектакля Камиль Тукаев оставил национальный колорит, включил в постановку песни, танцы, дал «хору» возможность менять костюмы. При этом рассказ повзрослевшего главного героя в сценическом варианте во многом условен. На сцене расположена базовая декорация, меняющие ее детали в виде столика, кресла, торшера, матраца и даже фургончика на колесах появляются ненадолго с утилитарной целью. Главное — стена с окном, которое служит рамкой в некоторых сценах, и повозка — дом героя. Стена как лакмусовая бумага в проекциях проявляет разные моменты жизни героев — от абриса красивого дома до бурых пятен в момент разрушения привычного мира.

Эдуард Латыпов в роли отца Амира. Сцена из спектакля «Бегущий за ветром». Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин

Эдуард Латыпов в роли отца Амира. Сцена из спектакля «Бегущий за ветром». Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин

И драматические, и лирические, сентиментальные сцены актеры разыгрывают в манере классического психологического театра. Видно, что герои больше чувствуют, чем говорят о чувствах. Их взаимоотношения имеют подоплеку, о которой мы можем не знать, но хорошо чувствуем ее. Актеры настроены на взаимодействие, мы видим часть сегодняшнего момента жизни, за которой вида предыстория отношений героев.

Главную роль (рассказчика) в спектакле играет Динар Хуснутдинов. Он рассказал, что в начале работы режиссер попросил каждого артиста вспомнить свое детство. Через эти воспоминания шел поиск эмоционального настроя героев.

Унижение Хасана. Сцена из спектакля «Бегущий за ветром». Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин

Унижение Хасана. Сцена из спектакля «Бегущий за ветром». Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин

«Наверное, у каждого человека был в подростковом возрасте опыт предательства. Был поступок, который ты держишь внутри всю жизнь, за который тебе стыдно. Он вытаскивал из нас эти истории. Кто-то рассказывал, кто-то нет. У меня, помню, в процессе работы возникло что-то вроде исцеления. Мне стало легче. Спектакль мне дорог и близок, потому что он очень «параллелится» с моей жизнью», — рассказал на встрече с журналистами Динар Хуснутдинов.

Труппа Альметьевского театра не в первый раз приезжает в Петрозаводск. Год назад артисты были участниками творческой лаборатории по современной драматургии, которая под патронажем Театра Наций проходила в Петрозаводске. Тогда публика посмотрела эскиз спектакля «Полина ищет па», поставленного с артистами Альметьевского театра за пять дней лаборатории. Общение будет продолжено, сказал главный режиссер Национального театра Карелии Вячеслав Поляков. В конце сентября артисты нашего театра отправятся в город нефтяников Татарстана с тремя спектаклями: «Куллерво», «Женитьба Бальзаминова» и «Цветочек аленький».

«Эскиз спектакля «Полина ищет па» был очень интересным. Сразу показалось, что мы похожи — открытостью. Мы тоже не боимся экспериментировать, всегда выступаем за новые знания и работу с новыми режиссерами», — сказал Вячеслав Поляков.

Напомним, что программа «Большие гастроли» поддержана Министерством культуры РФ. Встреча состоялась и благодаря программе «Мы — Россия» (гастроли национальных коллективов) Всероссийского гастрольно-концертного плана Министерства культуры Российской Федерации.