Клик помощи

85% пожертвований Карельский регистр доноров костного мозга получает от физических лиц. Почти все деньги собираются через интернет благодаря краудфандингу. Что это такое и как оно работает? Объясняем на примерах.

Сформулированный древними римлянами принцип «Do ut des» — «Даю, чтобы ты дал» — в современном мире получает новые формы. Одна из них — краудфандинг: совместное (народное) финансирование чего-либо. Принцип действия прост: на специальных интернет-площадках автор рассказывает о своей идее, указывая стоимость ее воплощения. Спонсоры – обычные люди.

Благотворительность в краудфандинге

Карельский регистр доноров костного мозга зарегистрирован на двух краудфандинговых площадках – зарубежной (GlobalDiling) и отечественной (благо.ру). Руководитель регистра Юрий Иоффе считает, что на западе охотнее откликаются на просьбы о пожертвованиях.

Юрий Иоффе. Фото: ИА "Республика" / Николай Смирнов – С сентября прошлого года на GlobalDiling мы собрали около 6000 долларов, на благо.ру за несколько лет — около 130 тысяч рублей. Краудфандинг в Америке и в Европе сильнее развит – там у людей больше доверия к благотворительным организациям, – говорит Юрий Иоффе.

Собранные деньги идут главным образом на оплату ежегодных членских взносов в международные организации (Всемирную ассоциацию доноров костного мозга и Международную поисковую систему доноров костного мозга). Членство в них позволяет искать доноров за рубежом и представлять своих доноров в международную базу.

– В России нам невозможно было бы собрать требуемые для взносов суммы из-за низкого курса рубля, – считает Юрий Иоффе.

Идея может быть любой

Чистая благотворительность чаще всего не становится целью современного краудфандинга. Идеи, личные или коллективные, основаны на принципах партнерства со спонсорами. Большинство идей коммерческие. Несмотря на то, что в России тема краудфандинга появилась недавно, популярность это движение все-таки набирает.

Петрозаводчанин Павел Васильев долгое время мечтал открыть антикафе. Место, где платят за минуты, а не за еду. Мечта у Павла была, а финансов не было. Он выступил со своей идеей на краудфандинговой площадке.

Павел захотел сделать свое заведение не просто развлекательным, а наполненным   в том числе интеллектуальным содержанием: настольные игры, музыкальные инструменты, книги, комиксы и прочее. Идея понравилась многим – Павла поддержали. Кафе «Хорошее место» существует уже два года.

Антикафе "Хорошее место". Фото: "Хорошее место"

Антикафе «Хорошее место». Фото: «Хорошее место»

– На краудфандинговых площадках я был и автором идеи, и спонсором: помогал выпустить книгу комиксов и две настольных игры. Краудфандинг интересен не только авторам, но и обычным людям – тем, кто верит в идею. Помог – получил вознаграждение, – рассказывает Павел Васильев.

Любая краудфандинговая компания выдвигает свои условия: заранее обговаривается сумма и время сбора. Часто существует принцип «всё или ничего»: если собрали всю сумму, она доходит до автора, если нет – деньги возвращаются спонсорам. Такая мера нужна для того, чтобы автор идеи не пытался осуществить проект на неполную сумму, чтобы не потерять в качестве.

В отличие от благотворительной, коммерческая идея предполагает партнерство. На краудфандинговой площадке предлагается несколько вариантов спонсорства. Человек сам выбирает, сколько денег он готов отдать за вознаграждение, которое он потом хочет получить. Иными словами, ты помогаешь Павлу деньгами, а он тебе предоставляет время для свободного пребывания в кафе. Чем больше спонсорская помощь, тем выше вознаграждение.

Поддержка социального бизнеса

В Петрозаводске есть еще один положительный опыт использования краудфандинговых площадок. Дарья Березина – организатор группы «Планик» юниорского союза «Дорога» и соавтор проекта «Дети детям». Группа занимается социальным бизнесом: делает обучающие пособия для детей с трудностями речи. Основная аудитория – дети с аутизмом.

Группа «Планик» выступила с этим проектом на краудфандинговой площадке совсем недавно. Руководителям хочется приобрести оборудование для потокового изготовления обучающих пособий. Сейчас все готовится вручную – это долго. Сбор денег еще не окончен: осталось 9 дней. Пока что удалось собрать почти 173 тысячи рублей из 186.

Если заявленной суммы с людей собрать не получится, деньги вернутся спонсорам. Таковы условия. Поэтому организаторы «Планика» за несколько часов до окончания сбора добавят свои деньги.

Здесь сбор денег тоже предусматривает вознаграждение – самодельная открытка с рисунком ребенка-аутиста. По мнению Дарьи Березиной, очень важно, чтобы со спонсорами была обратная связь: им обязательно нужно сказать спасибо за оказанную помощь.  Спонсору хочется знать, что его действия действительно кому-то помогли.

Принцип работы

Если проект коммерческий, а автор идеи – физическое лицо, принцип сбора денег предполагает комиссии. У всех российских краудфандинговой площадок условия примерно одинаковые. Например, заявленная сумма – 100 тысяч рублей. Если удалось собрать, 5% отдаешь на банковские операции, еще 5% – самой краудфандинговой компании и 13% – подоходный налог. То есть из собранных 100 тысяч рублей получаешь 77. Для юридических лиц условия примерно такие же. Исключения – некоммерческие организации. Например, Карельский регистр доноров костного мозга.

Краудфандинг хорош и как поддержка какой-либо идеи, и как инструмент благотворительности. Мошенничество на краудфандинговых площадках маловероятно: организаторы тщательно проверяют все документы. Каждый из нас может поддержать карельские социальные проекты. Идей много. И создать в Карелии самую большую базу потенциальных доноров в регионе — это идея хорошая.

«Список Иоффе» — наш вклад в борьбу с раком крови. Проект, которым мы хотим поддержать Карельский регистр доноров костного мозга и его основателя врача-гематолога Юрия Иоффе. Сегодня России нужно 4 миллиона доноров. Сейчас их зарегистрировано всего 50 тысяч. Три из них — в карельском регистре. Поэтому мы продолжаем тему: доноры и врачи, больные и выздоровевшие, благотворительность, фонды, наконец — жизнь и смерть. Все, чтобы не забыть: болезнь может коснуться каждого и помочь вылечить ее может любой нас.

Абзац