Пер Гюнт. Кино

Премьера спектакля «Пер Гюнт. Новеллы» в Национальном театре шокировала и восхитила публику. «Что курят авторы?» — частый вопрос из зрительного зала. Артисты и режиссеры тем временем продолжают экспериментировать с формой и содержанием сценического произведения. Это интересно!

2

30 января в Национальном театре прошла премьера спектакля «Пер Гюнт. Новеллы», которую поставил режиссер Кирилл Сбитнев. Про идею постановки Кирилл Сбитнев рассказывал «Республике» почти год назад. Тогда «Пер Гюнт» задумывался как ландшафтный спектакль для фестиваля в Рускеале. Проект был международным — часть художественной нагрузки брали на себя финские артисты.

Сценическая версия, как и задумывалось, стала продолжением эксперимента, лабораторной работы. Артисты, не выходя за рамки театральной коробки, всё же оказываются в пространстве, устроенном отлично от привычно-театрального. Разница заключается, например, в том, что действие на сцене может одновременно происходить в разных точках, и зрителю приходится самому выбирать, на что смотреть.

Денис Никитин - самый маленький Пер Гюнт. Фото: "Республика" / Михаил Никитин

Денис Никитин — самый маленький Пер Гюнт. Фото: «Республика» / Михаил Никитин

И как только ты привыкаешь смотреть на одного Пера Гюнта или на одних Сольвейг или Ингрид, так тут же этими героями становятся другие актеры, передавая образы по своей продуманной системе.

Само действие не разбивается на сцены и картины — тут всё движется в потоке, наслаивая ассоциации, перетекая в образы, которые иногда кажутся знакомыми по каким-то фильмам, например, проекта «Догма», или картинам знаменитых скандинавов прошлого века.

Киносцена в театре. Фото: "Республика" / Михаил Никитин

Киносцена в театре. Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Рассказы, как будто собранные из каких-то разных жизней, тем не менее, складываются в одну общую историю. Возможно, это история Пера Гюнта, невероятно закрученная у самого драматурга, обрастает здесь уже подробностями из нашей жизни. Возможно, это история любви со всеми ее нещадными проявлениями. Или всё это — воспоминания Осе, матери человека, который хочет стать самим собой и готов платить за это.

Композиция - это искусство. Фото: "Республика" / Михаил Никитин

Композиция — это искусство. Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Судя по отзывам зрителей, новый «Пер Гюнт» произвел на часть публики шокирующее впечатление. «Бред сценариста» и «Что курили авторы?» — общий тон ее возмущения. К сожалению, очень трудно понять, что «курят авторы», если не давать себе возможности смотреть спектакли в общем контексте современного театрального процесса. Не сужать угол своего зрения, а попробовать разрешить себе и театру быть свободными.

 

Очевидно, что спектакль «Пер Гюнт. Новеллы» — это очередная (надеемся на это) часть внутритеатрального движения, связанного со свободными поисками другого языка, различных форм и способов подачи мысли на площадке Национального театра. «В сапоге у бабки играл фокстрот», «Сказки Черного леса» и «Пер Гюнт. Новеллы» — эти спектакли уже выглядят как триптих. Прекрасно, что театр дает возможность ставить спектакли молодым «понаехавшим» из столиц режиссерам, а нам — открывать для себя новые темы в театре и наблюдать за системной творческой работой труппы.