«Главное, что дети улыбаются»: как работает кантелетерапия

Воспитанники центра «Надежда» выступили на одной сцене с ансамблем «Кантеле». Дети готовились к этому два месяца: учились играть на кантеле, танцевать и петь. «Республика» рассказывает о том, как работает авторская методика карельского музыканта и преподавателя Сергея Стангрита.

Воспитанники центра «Надежда», где помогают детям, оставшимся без попечения родителей, выступили в Петрозаводске 5 апреля с итоговым концертом вместе с профессиональными музыкантами из ансамбля «Кантеле». Два месяца воспитанники центра вместе с детьми из городских школ-интернатов обучались игре на кантеле, основам актерского мастерства и карельским танцам. Все благодаря проекту «Кантелетерапия как инструмент творческого развития детей с ограниченными возможностями здоровья на основе традиционной музыкальной культуры Карелии», который получил на это президентский грант.

 

Осваивать танцы детям помогала Александра Гришина, артистка танцевальной группы ансамбля «Кантеле», за вокал отвечала Марина Туккия из вокальной группы «Айно», а играть на кантеле учила Александра Сахарова, артистка оркестра.

В итоге получился музыкальный спектакль, в котором приняли участие 16 детей из центра помощи детям «Надежда» в возрасте от пяти до 15 лет. Одна из участниц, 15-летняя Сабина Серикбаева, впервые взяла в руки кантеле в марте, а на спектакле уже уверенно играла свою партию.

Сабина Серикбаева. Фото: "Республика"/Лилия Кончакова

Сабина Серикбаева. Фото: «Республика»/Лилия Кончакова

«Мы учили руны и маленький наигрыш. Игра на кантеле мне далась легко. Звучание инструмента мне нравится, оно успокаивает, дает легкость. Когда играют другие, становится спокойно на душе. Я хотела бы стать профессиональной исполнительницей. Думаю, что для этого надо много заниматься», — рассказала Сабина.

 

Сценарий спектакля «Веселый Матти» придумал режиссер Павел Маслов. Музыкальную аранжировку сделал композитор, мультиинструменталист Сергей Стангрит. В основу спектакля легли мотивы карельской народной сказки про деревенского парня Матти,  который любил играть на кантеле. Его брат Тойво пошел однажды в лес за дровами и случайно разбудил медведя. Тойво едва удалось спастись и убежать от лютого зверя. Матти хотел проучить медведя за нападение на брата, поймал его, но в итоге простил и отпустил. Конец постановки режиссер Павел Маслов сделал позитивным и веселым. Идея состояла в том, чтобы научить детей добру и умению прощать.

«При создании сценария я использовал стихотворный вариант сказки финской поэтессы Юлии Хансен, потому что стих, также как и песня, легче воспринимается на слух детьми, легче учится и запоминается», — отметил режиссер.

Режиссер Павел Маслов. Фото: "Республика"/Лилия Кончакова

Режиссер Павел Маслов. Фото: «Республика»/Лилия Кончакова

«В рамках проекта мы познакомились с очень хорошими и интересными людьми: детьми, воспитателями и руководителями. Получилась замечательная сказка. Дети познакомились с карельской культурой, научились танцевать и играть на кантеле, освоили азы актерского мастерства. У детей появились на лицах улыбки и желание чем-то заниматься, они счастливы. Это самый главный результат. В проекте каждый сделал для себя маленькую победу, приложив труд. Все дети очень хорошие и приветливые, это здорово. Огромное спасибо воспитателям за поддержку», — рассказал Павел.

Павел преподает в Карельском колледже культуры и искусств, а также имеет большой опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, помогает им раскрывать таланты. При подготовке представления он использовал много упражнений из детской театральной педагогики, которые помогли детям раскрепоститься, снять мышечные и психологические зажимы. Каждому ребенку был подобран подходящий образ, а музыка помогла раскрыть таланты.

 

Кантелетерапия — это авторская методика музыкальной терапии Сергея Стангрита. Она признана Минздравом России как метод музыкально-педагогической лечебной работы и успешно применяется в течение 26 лет.

Сергей Стангрит и Маша. Фоото: "Республика"/Сергей Юдин

Сергей Стангрит и Маша. Фото: «Республика»/Сергей Юдин

По словам Сергея Стангрита, у каждого человека в душе есть своя музыка и задача педагога — помочь участникам занятия найти себя. У всех разные способы восприятия окружающего мира. Одним легче воспринимать информацию на слух, другим — зрительно, а третьим — на ощупь. Во время игры на кантеле у детей развиваются все три способа восприятия. Гиперактивные дети становятся спокойными, а замкнутые — раскрепощаются, становятся активными.

Завотделением социальной реабилитации центра помощи детям «Надежда» Наталья Филина отметила, что во время подготовки к спектаклю «Веселый Матти» дети раскрылись по-новому. Участие в проекте кантелетарапии помогло воспитанникам центра найти любимые занятия.

Наталья Филина. Фото: "Республика"/Лилия Кончакова

Наталья Филина. Фото: «Республика»/Лилия Кончакова

«Когда наш центр пригласили участвовать в проекте по кантелетерапии, мы ознакомились с программой и она нам понравилась. Изучение национальных традиций, умение играть на кантеле, танцевать, петь — все это благоприятно влияет на наших детей, расширяет их кругозор. Сегодня мы побывали на таком замечательном концерте. Спасибо воспитателям и особенно детям. Они приложили много усилий для того, чтобы выступить на одной сцене с профессиональными артистами из ансамбля «Кантеле». Получился прекрасный спектакль», — сказала Наталья.

 

Дети играли на кантеле, которые сделали своими руками и подарили центру мастера из ансамбля «Кантеле». В конце выступления руководитель проекта Татьяна Субботина вручила дополнительные подарки — шумовые инструменты: новые барабаны джембе, ложки, детские перкуссии и маракасы. Они помогут детям дальше развивать музыкальные способности.

Отметим, что проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Ведущий партнер — Национальный ансамбль песни и танца Карелии «Кантеле».