Свистящие бабушки

«В старой удмуртской деревне Золотарево местная банда бабушек поджидала нас с хлебом-солью на довольно потертом крыльце Дома культуры. Но что нас ждало внутри, мы не могли и угадать. Две бабули, будто хулиганки-старшеклассницы, засунув пальцы в рот, выдавали такие трели, что все подоставали камеры». ВИДЕО

Чего только не увидишь, чего только не встретишь, путешествуя по миру! Все деревенские фольклорные коллективы похожи один на другой. Если деревня этническая, то это немного песен на родном языке, немного калинки-малинки и казачьих коней, иногда что-то из Кадышевой или Бабкиной. И, конечно, это бабушки или женщины от 50 лет, мужчина – редкость, как правило, гармонист или худрук. Весь концерт можно предсказать от первой до последней песни. Перед визитом в удмуртскую деревню я опасалась, что это будет что-то в стиле «Да мы поем не хуже «Бурановских бабушек». Но я ошиблась.

В старой удмуртской деревне Золотарево на самой границе с Кировской областью местная банда бабушек поджидала нас с хлебом-солью на довольно потертом крыльце Дома культуры.  Но что нас ждало внутри, мы не могли и угадать.

На первой или второй песне ансамбль «Пестрые рукава» («Пестросаес») начал свистеть. Да не по-птичьи фьить-фьить, а  по-залихвацки – 4 пальца в рот. Две бабули, будто хулиганки-старшеклассницы, засунув пальцы в рот, выдавали такие трели, что все подоставали камеры. Татьяна Волкова, преподаватель удмуртского языка, выросшая в этой деревне, говорит, что ее этот свист раздражает. Что изначально свистеть надо было только в одной песне, в хулиганской. Но на одном из концертов свистовую песню так хорошо принимала молодежь, что теперь бабульки свистят практически в каждой песне. И это аранжирует фольклор по-уличному, по-народному. Меня свист так развлекал и веселил, что я сняла кусочки их импровизированного концерта.

Бабульки еще приготовили нам в подарок два мастер-класса – по изготовлению традиционных кукол и по приготовлению перепечей – местных пирожков наподобие наших калиток, только круглых и с мясной, грибной и капустной начинкой.

Этих бабушек я не забуду никогда. Вот уж кто не носится с «культурным наследием» как с писаной торбой и не считает его неприкосновенным. Фолк должен развиваться, обрастать новыми деталями. Пусть хоть и свистом. А Галя и Лида теперь мои удмуртские кумиры. И точно покруче «Бурановских бабушек».

Видео: Наталья Ермолина