«Как только колос созревает, я тут же посылаю серп»

О Бесовце: «Проблема в том, что мы не видим границ греха и не понимаем, что живем грешной жизнью. Мы грех оправдали и возвели это в норму. А потом удивляемся, почему падают самолеты, тонут пароходы, сталкиваются поезда. Проверить свою жизнь на чистоту мы забываем».

Четыре года назад — поздно вечером 20 июня 2011 года — самолет Ту-134, летевший из Москвы в Петрозаводск , «совершил жесткую посадку», не долетев до аэропорта несколько сотен метров. Погибли 47 человек, выжили только пять. К годовщине катастрофы «Республика» вспоминает погибших, говорит с очевидцами и экспертами о том, как пережить трагедию и чему она нас научила.

Протоиерей Григорий Михневич рассказал о том, почему люди массово гибнут в авиакатастрофах, в какой момент Бог забирает человека и за что страдают наши дети.

— Такие катастрофы вполне могут быть наказанием для всех участников события. Примеров великое множество, в том числе в Библии. Например, города Содом и Гоморра, в которых погибли все люди, включая детей. В такой трагедии речь идет не о степени вины каждого человека, а о том, что погибающие люди являются носителями природы зла. Мы очень часто говорим о справедливости в человеческом измерении и задаем вопросы: «за что?», «почему?», «в чем провинились дети?». Хотя дети — это наша часть, плоть от плоти и носители той же самой природы, которой мы обладаем. Мама с папой закладывают в ребенка не ангельскую природу, а ту, которую несут сами, даже если она разрушена.

Остается вопрос, как людям относиться к таким событиям, как падение самолета и гибель стольких людей. Церковь рассматривает их с точки зрения спасения души человека. Надо знать, что наше призвание не на земле, — мы рождаемся в смерть. Скорби, болезни, разрушение и печаль — это действие смерти и действие греха. Мы волей или неволей впускаем эту природу в себя, грешим. Она разрушает нас изнутри и разрушает все, что мы созидаем. Ведь не Бог самолеты роняет с неба. Это происходит, поскольку разрушающая сила греха велика. Господь говорит не впускать его в свою жизнь, тогда вы будете защищены от трагических событий.

Проблема в том, что мы не видим границ греха и не понимаем, что живем грешной жизнью. Мы грех оправдали и возвели это в норму. А потом удивляемся, почему падают самолеты, тонут пароходы, сталкиваются поезда. Проверить свою жизнь на чистоту мы забываем. Конечно, есть критерий — Евангелие. Там нет ничего такого, что не отражало бы нашу жизнь. И если вам не нравится то, что вы прочитали, значит вы все правильно делаете. Наша душа, обремененная грехом, сопротивляется свету. Вера — это и есть доверие каждому слову Евангелия как истине. «Я не принимаю, я с этим не согласен, но я верю тому, кто за меня умер».

Возьмите нашу жизнь. Нам говорят: «не нарушайте закон, за этим последует правосудие», «не проезжайте на красный свет». Но мы же люди «свободные», и наша свобода должна выражаться во всей полноте. Поэтому проезжаем на красный и игнорируем запреты, а потом с кулаками лезем на инспектора, который лишает нас прав. Мы считаем, что наша жизнь — это образчик идеальных отношений, идеальной любви, идеальной справедливости. На самом деле здесь нет той настоящей любви, свойства которой в Библии прописаны у апостола Павла. Кто из нас во всей полноте любит именно так? Никто.

Есть еще вопрос, как Господь воспримет жертвы. Он желает спасения каждому, а спасение — это победа над страстями. Иногда у человека наступает момент, когда он в духовном развитии достигает некой высокой точки и может быть в этот момент оправдан Богом для жизни в раю. Если эту душу сейчас забрать, в этот момент, то она попадет именно туда. Безалаберный грешник садится пьяным за руль, второй человек идет по пешеходному переходу. Он на самом деле ни в чем не виноват, но Господь попускает случиться тому, чтобы к нему прикоснулось зло. И в этот момент невиновный разлучается с телом, и душа его идет в рай. «Как только колос созревает, я тут же посылаю серп». Пьяный водитель в руках Бога будет серпом.

Это важная сторона, которую мы тоже упускаем. Мы всегда воспринимаем смерть, как… смерть. Бог говорит, что смерть — это начало жизни. Не бойтесь смерти, поскольку, умирая, вы вступаете в вечную жизнь. Мы можем в это поверить, но не постигаем разумом. Господь не играет с нами в прятки и говорит об этом в Евангелии. Однако, как именно это происходит, это тайна Бога. В огне человек сгорел, утонул, попал ли под поезд, на самолете ли он разбился. За этим всегда Бог, который стремится ко спасению души. Не по его вине произошла эта авария на перекрестке, но он силен обратить случившееся одному во спасение, а другому — в урок. На этом самолете могли быть и люди, которым так же, как этому пешеходу, «пора», а также люди, которые по определению уже ничего не могут в себе изменить и стать лучше.

В траурном зале каждый день пять-шесть отпеваний. Люди подходят и говорят: «Батюшка, вы говорите что-то такое, что нам непостижимо». Они считают себя верующими людьми, но воспринимают смерть как трагедию. Если мы доверились Богу, то приняли его мнение за основу. Поэтому, когда падают самолеты, это следствие греха, совершенного человеком. Неважно когда, в каком поколении.

Пять человек, которые выжили в этой катастрофе, были здесь оставлены Богом, чтобы понять, что им нужно изменить в себе. Здесь, в миру, никогда не построить рай. Бог дает нам несколько десятков лет для внутреннего преображения. Господь оставляет людей на земле или потому, что в этот момент после смерти их душа попадет в ад, или потому, что они великие святые, которые могут научить других, передать многим свой духовный опыт.