За партой у окна

Весной карельских чиновников будут обучать правильному привлечению инвестиций. Впрочем, весна на исходе, а на курсы до сих пор не поступило ни одной заявки.

Сегодня в Институте экономики КарНЦ РАН прошло очередное заседание экспертной группы, изучающей внедрение в Карелии федерального стандарта по привлечению инвестиций. На этот раз эксперты рассмотрели два вопроса: реализацию в республике принципа «единого окна» для инвесторов и наличие специальной системы обучения карельских чиновников.

И еще раз учиться

О системе обучения государственных и муниципальных служащих премудростям инвестиционного подхода рассказал замдиректора карельского филиала РАНХиГС Евгений Никульченков. По его словам, программу, по которой учатся чиновники, сотрудники академии разработали еще в 2013 году.

В 2014-2015 годах соответствующие курсы прошли всего 15 человек. Из них девять представляли республиканские ведомства (Минэкономики, Минсельхоз и несколько других) и шестеро – органы местного самоуправления.

Евгений Никульченков. Фото: Институт экономики

Евгений Никульченков. Фото: Институт экономики

В этом году ситуация еще хуже: первая часть обучения пройдет уже в двадцатых числах мая, но в академию до сих пор не поступило ни одной заявки на участие в ней. Евгений Никульченков видит этому две причины: во-первых, на обучение не выделено финансирования и, во-вторых, сами чиновники не имеют мотивации к участию в программе.

Эксперты остановились на обеих проблемах. С одной стороны, они усомнились в том, что отсутствие денег можно объяснить бюджетными проблемами. Обучение одного человека по «инвестиционной» программе стоит чуть меньше десяти тысяч рублей. Следовательно, чтобы обучить хотя бы тридцать чиновников (это уже неплохой результат для нашей небольшой республики), из казны нужно потратить всего 300 тысяч – было бы желание.

К тому же эксперты вспомнили, что полтора года назад, когда по той же теме доклад делал экс-замминистра экономики Сергей Алимпиев, речь шла о довольно крупных суммах, выделенных на обучение чиновников из регионального бюджета. Возможно, часть этих денег не была потрачена.

Карельский бизнес-омбудсмен Елена Гнётова предложила решение проблемы. Региональное Минэкономики теоретически может получить деньги на программу из федеральной казны в рамках какой-нибудь грантовой помощи. Альтернативный вариант – всё-таки найти не слишком крупную сумму в республиканском бюджете.

А вот с мотивацией всё обстоит куда сложнее. Причем проблема здесь распадается на две части: с одной стороны, сами чиновники не видят большого смысла в дополнительном обучении тому, что они (как им кажется) и так знают. С другой, руководители ведомств и региональное правительство не создают для них внешние стимулы.

О внешних стимулах, кстати, полтора года назад рассказывал всё тот же Сергей Алимпиев. Замминистра обещал экспертам, что в контрактах сотрудников его ведомства появится пункт, обязывающий работника раз в несколько лет повышать свою квалификацию – например, участвуя в обсуждаемой программе. Однако эта идея так и осталась обещанием.

Когда пришло время решать вопрос об утверждении пункта, эксперты обратили внимание на противоречие. По их мнению, отдельные элементы системы обучения в республике существуют, но именно системного взаимодействия между ними не наблюдается. Карельский филиал РАНХиГС разработал программу и обучает по ней чиновников, а муниципальные и государственные служащие в ней участвовать не стремятся – это лишь один из множества системных сбоев.

Есть и другие проблемы. Например, в Карелии, по сути, отсутствует система оценки чиновников по линии привлечения инвестиций. Сейчас соответствующую аттестацию проходят лишь те, кто прошел курс в академии. На сегодняшний день оценены были, соответственно, лишь 15 человек. Чтобы решить эти проблемы, эксперты в ближайшее время выработают рекомендации для Министерства экономики (ведомство курирует общую работу с инвестициями).

Одна республика, одно окно

Начальник отдела инвестполитики регионального Минэка Светлана Мяки доложила о едином регламенте сопровождения инвестиционных проектов по принципу «одного окна». По ее словам, регламент этот карельское правительство утвердило в декабре 2014 года, а в 2015-м ему в помощь приняли несколько дополнительных нормативно-правовых актов.

В документе упоминаются несколько игроков, чья обязанность – сопровождение инвестпроектов. Это прежде всего Министерство экономики, Корпорация развития Карелии, сами инвесторы и кураторы проектов (в этом качестве сегодня выступают три ведомства – Минстрой, Минсельхоз и Минкульт).

Светлана Мяки. Фото: Институт экономики

Светлана Мяки. Фото: Институт экономики

По словам Светланы Мяки, работу регламента можно оценить на примере четвертого квартала 2015 года (когда организацией, ответственной за инвестиции, в Карелии стала Корпорация развития). Этот период показал, что все упомянутые в регламенте стороны выполняют свои задачи, а прописанные в документе площадки работают исправно.

Во втором случае речь идет о рабочей группе по привлечению инвестиций (действует при Минэкономики) и о Межведомственной комиссии по производительным силам. На их заседаниях в четвертом квартале было рассмотрено 26 проектов. Впрочем, на стадии реализации из них сегодня находятся лишь пять.

Минэкономики планирует внести в регламент правку, в которой пропишет в качестве участников инвестиционного процесса в республике органы местного самоуправления и Госкомимущество. Причина в том, что сегодня под многие инвестпроекты очень сложно получить земельные участки, из-за чего ставится под сомнение судьба самих проектов. Если же роли муниципальных властей и профильного госкомитета будут прописаны в регламенте, ситуация, надеется Светлана Мяки, улучшится.

Видят в ведомстве и еще одну проблему, которую следовало бы решить как можно скорее. Дело в том, что сейчас по регламенту назначать куратора проекта может лишь глава республики по итогам заседания межведомственной комиссии. Однако заседания эти проходят не слишком часто (последние два раза они и вовсе переносились). Выход есть: наделить соответствующими полномочиями другое должностное лицо, например главу правительства или вице-премьера. Такое предложение в Минэкономики уже подготовили.

К обсуждению того, насколько успешно свои функции выполняет регламент, экспертная группа вернется во втором полугодии. До тех пор министерство обещает внести в документ оговоренные изменения.

Абзац