План и закон

Почему закон о помощи инвесторам работает не в полную силу и почему "корпорацию развития надо обанкротить? Эксперты-экономисты предложили рецепты для привлечения в Карелию больших денег.

Сегодня в Институте экономики КарНЦ РАН прошло очередное заседание экспертной группы, изучающей внедрение стандарта по привлечению инвестиций в карельскую экономику. Как и в прошлый раз, ученые и бизнесмены разбили дискуссию на три части, каждую из которых посвятили отдельному элементу упомянутого стандарта.

План

В основе любой успешной политики лежит план, и инвестиционная – не исключение. Поэтому в стандарте, разработанном Агентством стратегических инициатив, плану создания инвестиционных и инфраструктурных объектов посвящен один из первых пунктов. О выполнении требований этого пункта в Карелии отчиталась начальник отдела инвестполитики регионального Минэкономразвития Светлана Мяки.

Светлана Мяки (крайняя слева). Фото: Николай Смирнов

Светлана Мяки (крайняя слева). Фото: Николай Смирнов

По ее словам, соответствующий план в республике существует уже несколько лет, ежегодно обновляется и размещается на сайте «Карелия для инвестора». Документ содержит список основных объектов, которые создаются в республике на деньги инвесторов. По каждому такому объекту в план включается информация об источнике финансирования, планируемых сроках завершения строительства и текущем состоянии.

У экспертов возникло несколько вопросов. Во-первых, бизнесмены предложили отражать в документе строительство коммунальных сетей, в том числе электрических, а также сетей газо- и водоснабжения. Сейчас в плане есть данные лишь о тепловых сетях, которые для бизнеса практически не важны.

Второе замечание было более глобальным. Эксперты посчитали, что министерству стоит принципиально изменить сам подход к составлению плана. Сейчас в него входят исключительно те проекты, которые уже реализуются по факту. Однако для инвестора, справедливо рассуждали эксперты, важнее другое: что город (или поселок) может ему предложить в перспективе, какие в нем есть точки роста.

Замечания эти, по словам Светланы Мяки, устранить можно, но сделать это получится не раньше декабря 2016 года. Дело в том, что план обновляется исключительно раз в год – и всегда в декабре. В результате руководитель экспертной группы Евгений Жирнель предложил вернуться к вопросу в конце года.

Закон

Четвертый пункт стандарта требует от региональных властей принять нормативно-правовой акт, защищающий права инвесторов и регламентирующий оказываемую им господдержку. В Карелии есть соответствующий закон (за номером 1687-ЗРК), заявила консультант отдела развития предпринимательства регионального Минэка Наталья Строганова.

Закон этот определяет, какие инвесторы могут претендовать на получение господдержки и в каких формах эта поддержка может оказываться. Компания, желающая государственной помощи, должна предложить проект, соответствующий следующим критериям:


создание в республике новых рабочих мест;

осуществление инвестиций в форме капитальных вложений;

бюджетная эффективность;

использование ресурсосберегающих технологий;

социальная значимость.

Если инвестпроект отвечает упомянутым требованиям, компания может претендовать на семь форм государственной поддержки: льготы по налогам на имущество и на прибыль, налоговый кредит, государственная гарантия, субсидия на погашение процентной ставки по банковскому кредиту, субсидия на проведение кадастровых работ и льготная ставка за пользование землей и недвижимым имуществом.

Информация об инвестициях в республику собирается на портале "Карелия для инвестора"

Информация об инвестициях в республику собирается на портале «Карелия для инвестора»

Впрочем, чиновница призналась, что из этих форм работает едва ли половина. На некоторые из них в последние годы просто не выделяются деньги (Минэк ежегодно ведет по этому вопросу упорный диалог с Министерством финансов). На деле инвесторы пользуются почти исключительно льготами по налогам на прибыль и имущество. Налог на имущество в случае заключения соглашения предприятие не платит вовсе, а налог на прибыль снижается до 13,5 процентов (деньги идут в  республиканский бюджет).

Еще одной формой поддержки – государственной гарантией – в Карелии смогло воспользоваться лишь одно предприятие: ПКС. Соглашение с компанией заключили в 2012 году, и с тех пор на ПКС уходят все деньги, выделенные региональным бюджетом. Соглашение это, кстати, будет действовать до 2020-го и, по-видимому, до тех пор на эту форму помощи претендовать не сможет ни один инвестор.

На сегодняшний день в Карелии действует 11 соглашений на предоставление инвесторам поддержки со стороны регионального бюджета, еще одно находится в проработке. В среднем в год Минэкономики заключает два-три таких соглашения.

Эксперты с пониманием отнеслись к недостатку финансирования на некоторые из форм господдержки: кризис. Но предположили, что потенциальный инвестор, который захочет прийти в Карелию и изучит закон, а потом узнает, что половина из прописанных в нем пунктов невыполнима, почувствует в результате себя обманутым. И предложили приостановить действие этих пунктов закона до тех пор, пока не найдется денег на их обеспечение.

Орган

В шестом пункте стандарта упоминается специализированная организация, занимающаяся привлечением инвестиций в регион. В Карелии за эту часть отвечает Корпорация развития республики, о работе которой за последние полгода рассказала руководитель проектов Татьяна Чжан.

Она отметила, что с сентября 2015 года по апрель 2016-го корпорация рассмотрела 46 заявок на сопровождение инвестиционных проектов, по 38 из них были составлены паспорта. Восемь паспортов на 1 апреля находились в «завершающей стадии формирования».

Объем планируемых инвестиций в основной капитал по этим заявкам составил более 57 миллионов рублей. При их реализации планируется создать 4913 рабочих мест. Сейчас в штате корпорации насчитывается восемь человек (включая юриста и бухгалтера), обязанности специализированной организации по привлечению инвестиций она будет исполнять как минимум до апреля 2017 года (тогда истечет срок контракта).

И здесь возникли претензии у экспертов. Проблема в том, что корпорация со дня своего основания существует в форме акционерного общества. Это значит, что стать специализированным органом по привлечению инвестиций она может только через конкурс и на строго определенное время. Однако некоторые проекты, реализацию которых сопровождает корпорация, длятся несколько лет. Если место «оператора» в 2017 году займет другая консалтинговая компания, проект придется передавать из рук в руки в самое неудобное время.

Анна Позднякова уверена, что мэрское кресло достанется ей. Фото: Виталий Голубев

Гендиректор корпорации Анна Позднякова хочет превратить ее в государственное предприятие. Фото: Виталий Голубев

Выход есть – изменить организационную форму предприятия. Для этого нужно признать его банкротом, после чего вновь создать в форме государственного унитарного предприятия. Этот шаг позволит решить и еще одну проблему: корпорация несколько лет подряд работает с большими убытками. ГУП будет работать по другим принципам, и эффективность его деятельности оцениваться тоже будет по-другому.

В итоге решили донести это предложение до главы республики, тем более что гендиректор самой корпорации Анна Позднякова с ним полностью согласна. Сообщить Александру Худилайнену экспертное мнение взялся руководитель группы Евгений Жирнель. Случится это на ближайшем заседании Совета по привлечению инвестиций при главе республики.