В Институте экономики КарНЦ РАН сегодня прошла последняя в первом полугодии встреча экспертной группы, мониторящей внедрение в республике стандарта по привлечению инвестиций. Обсудили в том числе одну из самых злободневных «инвестиционных» тем – наличие прямой связи между инвесторами (включая потенциальных) и руководством региона.
Главный специалист отдела информатизации регионального Минэка Алёна Колотушкина рассказала о сайте «Карелия для инвестора», который и призван обеспечивать упомянутую связь. Для этого на сайте размещены контакты главы республики, Корпорации развития, руководства и рядовых сотрудников профильного министерства. Под контактами подразумеваются телефонные номера и адреса электронной почты.
Впрочем, как призналась чиновница, этот вид связи «не пользуется у инвесторов большой популярностью». Почему — в министерстве не знают, но полагают причину где-то в психологии инвестора – дескать, ему гораздо привычнее написать в нужную инстанцию официальное письмо и ждать на него столь же официального ответа.
Не слишком большую популярность «этого вида связи», считает Алёна Колотушкина, можно объяснить и неудобством сайта. Его функционал, как уже признавались сотрудники министерства, давно устарел и не соответствует современным требованиям. Спасти положение должна скорая модернизация сайта.
Новый портал обещают запустить в июле. С его помощью выйти на связь с чиновниками, в том числе с губернатором, будет гораздо проще, надеются в Минэке. Всё потому, что информация на нем будет представлена «более наглядно и актуально».
Дискуссия после доклада получилась продолжительная и временами эмоциональная. Один из экспертов, техдиреткор ООО «Энергосбережение» Алексей Петров, поинтересовался, предусмотрен ли для обращений инвесторов через сайт приоритет по сравнению с прочими обращениями к чиновникам.
Оказалось, приоритета нет: среагировать на такого рода письма сотрудники органов исполнительной власти должны в течение 30 дней – то есть по общей норме, заданной федеральным законом.
Конкретный чиновник, правда, может уменьшить время ответа. Но в таком случае, как справедливо заметил Алексей Петров, приходится полагаться на добрую волю этого чиновника, чего бизнес делать не будет.
— Это больше похоже на дублирование уже существующих видов связи. Но инвестор не будет по пустякам обращаться, например, к главе региона, а для действительно важных вопросов 30 дней – слишком много. Он, может, деньги в республику хочет принести, но ждать месяц ради этого не станет, — считает бизнесмен.
Руководитель экспертной группы Евгений Жирнель к вопросу тоже подошел критически – правда, с другой стороны. Он напомнил, что в стандарте речь идет о связи, во-первых, оперативной и, во-вторых, с руководством региона. Ни то, ни другое нынешний сайт обеспечить не может: связь получается совсем не оперативной, а о выходе лично на губернатора не идет и речи.
Экономист предложил в первую очередь наладить именно каналы связи с руководителем региона и его замами. Здесь встает другой вопрос: кому давать право прямого выхода на самых высокопоставленных чиновников. Вероятно, речь должна идти об инвесторах, уже реализующих в республике проекты, причем проекты достаточно крупные.
Этой категории инвесторов следует, по мнению Жирнеля, обеспечить именно прямой контакт с главой или его заместителями. То есть бизнесмены должны получить номер мобильного телефона крупнейших чиновников и иметь возможность позвонить им в любой момент – по важным вопросам, разумеется.
Что касается инвесторов потенциальных (или реализующих не слишком крупные проекты), то им нужно обеспечить оперативную обратную связь. К примеру, предприниматель подает через сайт обращение, и через какое-то время (что принципиально важно, короткое) ему перезванивает специалист, наделенный определенными полномочиями.
Присутствовавший на заседании вице-премьер регионального правительства Юрий Савельев предложил начать с составления нового регламента, в котором будет прописан порядок ответа на обращения инвесторов. В регламенте отразят и максимальное время реакции, и каналы связи.
В любом случае изменения нужны – в этом уверены все эксперты. Нужна модернизация сайта, нужен новый регламент, нужны новые каналы связи. Пока же с выполнением пятнадцатого пункта стандарта всё обстоит не слишком хорошо, что образно выразил еще один член экспертной группы, экономист Олег Реут.
— Я уверен, что если инвестор напишет обращение к специалисту в пятницу, то прочитают его сообщение только в понедельник. Это трэш полный. Будет ли крупный инвестор, решивший обратиться к руководству республики, ждать даже несколько дней – неизвестно. Бизнес работает совсем в другом ритме, гораздо более оперативно.
В итоге выполнение пункта решили утвердить – пока по формальным основаниям и с существенными замечаниями. Исправят ли все указанные недочеты специалисты Минэкономики, станет известно уже во втором полугодии, когда экспертная группа рассмотрит сегодняшний вопрос повторно.