Сверхприбыли застройщиков или интересы горожан?

В любопытном направлении развернулась дискуссия о развитии сети дошкольных учреждений в Петрозаводске, которая возникла сегодня на заседании карельского правительства.

В любопытном направлении развернулась дискуссия о развитии сети дошкольных учреждений в Петрозаводске, которая возникла сегодня на заседании карельского правительства. Точнее, дискуссией это все-таки было не назвать: скорее обмен репликами. Но весьма показательный, поскольку, на наш взгляд, в очередной раз продемонстрировал странную, мягко говоря, позицию городских властей во взаимоотношениях с бизнесом.

Началось все после выступления министра образования Карелии Александра Морозова, в котором в том числе речь шла о ситуации с детскими садами.  По данным Минобразования, в целом по республике в минувшем году удалось открыть свыше 1700 мест в ДОУ – больше, чем было запланировано. Согласно дорожной карте развития системы дошкольных учреждений, в этом году должно появиться более 900 мест, в 2016 году – свыше 850 мест. И в последующие два года планируется открыть еще 560 мест в детсадах.

Министр образования Карелии Александр Морозов

Министр образования Карелии Александр Морозов. Фото: Виталий Голубев

При этом если  вопрос с очередью в ДОУ детей в возрасте от 3 до 7 лет практически решен — мест ждут всего 57 малышей, то для другой возрастной категории, от 1,5 до 3 лет, проблема все еще очень острая. Таких детей сегодня почти 6 тысяч, и большая часть, разумеется, в Петрозаводске.

Понятно, что федеральный центр выделяет регионам средства на развитие ДОУ, но и муниципалитетам в этой работе, конечно, принадлежит ключевая роль. Поэтому, когда после министра пожелала высказаться мэр Петрозаводска, стало даже интересно: может быть, у Галины Ширшиной есть идеи или предложения? Но нет, оказалось, что у градоначальницы имеется вопрос. Галина Ширшина попросила объяснить ей, как обеспечить открытие такого количества мест в детсадах.

Александр Морозов ответил прямо: федеральный центр и республика помогут, но и горадминистрации нужно использовать такой ресурс, как социальное обременение бизнеса.

Удивительно, но, похоже, этот ответ поставил мэра в тупик:

— Не могли бы вы раскрыть тему, в каком ключе…

— В очень простом:  выделение участков под комплексную застройку с условием, которое ставится перед застройщиком —  введение на территории этой застройки социальных объектов, — пояснил Александр Морозов.

Тут вмешалась депутат Законодательного собрания от «Яблока» Эмилия Слабунова, которую это объяснение почему-то взволновало. Парламентарий принялась доказывать, что застройщик, мол, построит школу или детский сад, стоимость заложит в цену квадратного метра, а заплатить за это должны будут покупатели квартир.

Любопытная, конечно, реплика. Ибо, судя по тому, что ранее писали в прессе, именно такую схему и пытались применить, в частности, застройщики одного из микрорайонов Петрозаводска – Древлянки-8.  Возведенный там детсад бизнесмены (из окружения ныне арестованного олигарха Девлетхана Алиханова) сделали чуть ли не самой главной приманкой для покупателей квартир. Но не помнится,  чтобы у мэрии Петрозаводска или депутата Слабуновой в данном случае возникли какие-то вопросы:  заложена стоимость детсада в «квадратный метр» или не заложена.  Напротив, горадминистрация просто рвалась заплатить застройщикам из бюджета почти 140 миллионов рублей – несмотря на то, что изначально речь шла о сумме в 85 миллионов, и на то, что выполнение контракта в свое время фирма практически сорвала…  Об этой скандальной истории СМИ писали очень много, как известно, она в итоге стала предметом уголовного разбирательства, а здание детсада было арестовано в качестве вещественного доказательства.

Подобные схемы – это, конечно, обременение для кого угодно, для покупателей квартир, для казны, но только не для бизнеса. Но, еще раз повторимся, почему-то парламентария Слабунову в той ситуации подобные вопросы как-то не тревожили, а волновало совсем другое: мол, «покупка детсада блокируется»…

Возможно, нынешняя непоследовательность поведения депутата имеет вполне определенные объяснения. Но речь, собственно, не об этом.

А о том, что, когда механизм социального обременения реализуется понятно и прозрачно, он успешно помогает решать проблему с развитием городской социальной инфраструктуры. В качестве примера Александр Морозов привел Московскую и Ленинградскую области, Татарстан, Башкирию, Хабаровск, Красноярский край…  Как в свою очередь отметил глава Карелии Александр Худилайнен, создать такие условия, когда строительный бизнес со своими сверхприбылями будет вынужден брать на себя определенную социальную нагрузку, вполне реально.

Есть желание получить землю на перспективной территории – пожалуйста, но  вместе с обязательствами построить и передать муниципалитету тот или иной социальный объект в рамках заранее заключенного детального соглашения.  Да, в этом случае возможности для применения разных мутных схем, когда городской казне, по сути, остаются только затраты, а все доходы уплывают коммерсантам, резко уменьшаются.  И это, вероятно, понравится не всем. Но Петрозаводск был и будет привлекателен для застройщиков, значит, есть все возможности не раздавать земельные участки направо и налево, а делать это на выгодных для города условиях.