Календарь дорожника

Дорожный фонд республики этого года составляет 3,7 миллиарда рублей. Это лишь 10% от суммы, необходимой, чтобы привести в порядок все республиканские дороги. Сегодня карельские парламентарии выделили еще почти 63 миллиона рублей на дорожный ремонт. «Республика» выяснила, на каких дорогах в этому году появятся катки и асфальтоукладчики.

"Автодорстрой" продолжает ремонт на Пушкинской несмотря на расторгнутый контракт. Фото: ИА "Республика" / Сергей Юдин.

Фото: ИА "Республика" / Сергей Юдин.

Федеральные дороги

Начнем с того, о чем писать приятно, – о трассах, по которым ездим мы, а ремонтируют их за счет бюджета всей страны. Итак, на строительство, содержание и ремонт федеральных магистралей в 2018 году российская казна выделяет 11 миллиардов рублей. Свыше пяти миллиардов направляется на строительство и реконструкцию магистралей, еще чуть более трех миллиардов – на ремонт. Остальная часть средств предназначена для содержания дорог и устройства защитных слоев покрытия.

В середине мая Упрдор «Кола» приступило к ремонту пяти участков федеральных трасс. На севере Карелии капитально ремонтируются 19-километровый участок и четыре моста на трассе Р-21 «Кола» в Кемском районе, еще четыре моста отремонтируют в Сегежском районе. В Медвежьегорском районе капитально ремонтируют семь километров дороги Вологда – Медвежьегорск, а также строят освещение в пределах всех населенных пунктов трассы.

Одна из важнейших федеральных дорог в Карелии – это трасса А-121 «Сортавала». Она должна увеличить туристическую привлекательность региона за счет потока туристов со стороны Ленинградской области. Сейчас в этом направлении проезжают до 10 тысяч машин в сутки, а будет – по планам властей – до 15 тысяч. Сейчас компания «ВАД» строит очередной ее участок с 197-го по 215-й километр. Он станет продолжением двух современных участков, открытых несколько лет назад.

Новый участок трассы А-121

Новый участок трассы А-121. Фото: Максим Шумейко

На трассе появятся два новых искусственных сооружения. Это трехпролетный мост через реку Ихаланйокки и путепровод через железнодорожный перегон Элисенваара – Яккима. Осенью этого года будет открыто движение по вновь построенному 19-километровому участку автодороги А-121 «Сортавала» с 424-го по 445-й километр в Пряжинском районе. Новая дорога обойдет населенные пункты Крошнозеро, Кутчезеро и Щеккила.

Вообще, передача дорог в федеральную собственность – это одна из основных задач, которую ставит перед собой карельской правительство в области развития транспорта. Сейчас из почти восьми тысяч километров автодорог общего пользования в Карелии свыше 1,3 тысячи километров – в федеральном ведении. Это возможность привлечь значительные средства на развитие дорожной инфраструктуры республики. И руководство Карелии продолжает попытки передать отдельные трассы на содержание российского правительства. Среди них встречаются очень проблемные дороги. Так, после того как на федеральный баланс у нас забрали автотрассу Вологда – Пудож – Медвежьегорск, настала очередь разбитых дорог от трассы «Кола» до Петрозаводска и от А-121 «Сортавала» до МАПП «Вяртсиля». Здесь сейчас идет ремонт, движение по первым обновленным 15 километрам планируется открыть к концу года.

Теперь идет работа по передаче печально известной автодороги Кочкома – Тикша – Ледмозеро – Костомукша – госграница. Она, например, «знаменита» тем, что долгие годы на отдельных участках из разбитого асфальта торчали пни. Ее реконструкции жители города горняков ждут очень давно.

Автодорога Кочкома - госграница

Автодорога Кочкома — госграница

Недавно эту проблему глава Карелии Артур Парфенчиков обсудил на встрече с руководителем Росавтодора. Роман Старовойт сообщил, что решение о необходимости передачи дороги в федеральную собственность принято. Республиканские власти со своей стороны оперативно подготовили все необходимые документы, уже 16 июля весь пакет был представлен в Росавтодор. Наконец, 20 августа на совещании по развитию Соловков глава республики заговорил о передаче в федеральную собственность двух отвороток от трассы «Кола» — до Кеми и Беломорска.

По федеральной целевой программе

Еще 2,4 миллиарда рублей Карелии выделяется в рамках федеральной целевой программы развития республики до 2020 года. Миллиард с лишним республика получит уже в этом году. В целом дорожный фонд Карелии этого года составляет 3,7 миллиарда рублей. Регион потратит эти деньги на республиканские и муниципальные дороги – то есть на те, которые должен содержать и ремонтировать сам – иногда на условиях софинансирования с федеральным центром.

— Сюда входят средства федеральной целевой программы – миллиард с небольшим; полтора миллиарда на содержание дорог – это деньги из республиканского бюджета, около 280 миллионов рублей – на ремонт дорог, 50 с небольшим миллионов – на капитальный ремонт. И 215 миллионов рублей выделено муниципальным образованиям на содержание и ремонт дорог, — заявил руководитель Минтранса республики Алексей Кайдалов.

Алексей Кайдалов

Алексей Кайдалов. Фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин

На эти деньги за 1-е полугодие 2018 года подрядчики отремонтировали следующие объекты:

— Выборочно, на протяжении девяти километров положен свежий асфальт на автомобильной дороге Пушной – Беломорск. Работы вело Кондопожское ДРСУ за 46,2 миллиона рублей.

— На участке автомобильной дороги Гирвас − Линдозеро взамен аварийного деревянного моста поставлено временное инженерное сооружение через реку Семча. Протяженность участка – 34,3 погонных метра. Стоимость работ по госконтракту – 11,5 миллиона рублей.

— В Медвежьегорском районе временный мост вместо аварийного деревянного построен через реку Немино на подъезде к деревне Челмужи. Стоимость работ – 32,2 миллиона рублей.

Также временные мосты появились рядом с поселком Мунозеро, на трассе Паданы – Совдозеро через реку Гумарина, через Тунгуду на дороге Пушной – Новое Машезеро, на участке автодороги Беломорск – Сумпосад – Колежма через реку Вирма и через Обжу на трассе Усланка – Мегрега – Обжа. В дальнейшем временные мосты заменят постоянные, сделанные из железобетонных конструкций.

В следующем полугодии временные мосты построят на автомобильной дороге Видлица – Кинелахта — Ведлозеро, через реку Видлица. Дата окончания работ – 30 ноября. На 10-м и 23-м километрах автодороги, идущей от «Колы» до Сегежи, по которой обеспечивается подъезд к технологическому парку поселка Надвоицы, будут реконструированы железобетонные мосты. Еще один мост – до 30 июня 2019 года — возведут на трассе Кепа – Юшкозеро — Боровой — Костомукша.

Сейчас, по данным регионального Минтранса, в республике ведутся работы на нескольких объектах. Это замена асфальта на различных трассах, обустройство тротуаров и автобусных остановок. Так, подрядчик «НордСтройТранс» выборочно латает асфальт на трассе Петрозаводск – Ошта с 8-го по 55 километр. Работы должны завершиться 31 августа. К этому же дню на первом километре трассы Медвежьегорск — Толвуя — Великая Губа должен появиться тротуар. А до 30 сентября этого года дорогу Пяльма – аэропорт оснастят электрическим освещением. Кроме того, после проведения конкурсов подрядчики приступят к обустройству автобусной остановки на дороге Кочкома – госграница, в поселке Заречный. Еще один остановочный пункт появится в деревне Ужесельга, два уже сделали в поселке Тулокса и в селе Рыбрека.

В целом, из 3,7 миллиарда рублей дорожного фонда этого года освоено около трети. Еще несколько дорожных объекто продолжат ремонтировать в следующем году.

— Мы планируем продолжить работы по укладке асфальта в южных районах. Рассчитываем и примем все меры для того, чтобы решить многолетнюю проблему в деревне Керисюрья Питкярантского района, жители которой жалуются на пыль от карьерных большегрузных машин, — рассказал руководитель управления автомобильных дорог республики Виктор Россыпнов. — Мы нашли дополнительный источник финансирования и планируем уложить порядка километра асфальта в деревне, сделать работы максимально качественно. Аналогичная ситуация в поселке Элисенваара – там тоже будут проведены работы по укладке асфальта.

Виктор Россыпнов

Виктор Россыпнов. Фото из личного архива

Также в 2018–2019 годах запланировано строительство автодороги Медвежьегорск – Толвуя – Великая Губа, 106-й км – Больничный. Отметим, что 3,7 миллиарда рублей дорожного фонда на 2018 год – сумма небольшая. Республике нужно в разы больше, чтобы привести все дороги в нормативное состояние. Ежегодная потребность исчисляется 30 миллиардами. И пока в нормативном состоянии находятся только 32 процента региональных дорог.

В поисках денег

Власти постоянно ищут средства, чтобы увеличивать объемы дорожных работ, тем более что руководители республики взяли на себя серьезную задачу – к 100-летнему юбилею Карелии, то есть к 2020 году, привести в нормативное состояние половину региональных автомобильных трасс. Так, депутаты Заксобрания поддержали предложенные главой Карелии поправки в бюджет. В дорожный фонд республики будет направлено почти 11 миллионов рублей дополнительно. На эти средства будут отремонтированы участки двух дорог в Беломорском районе: Беломорск – Сумпосад – Колежма и Сумпосад – Воренжа – Вирандозеро – Нюхча.

Одновременно ремонтируются участки дорог, по которым проходят школьные автобусные маршруты, эти работы должны быть завершены до 1 сентября. Также свыше 200 миллионов рублей выделено 47 муниципалитетам на ремонт и содержание местных дорог. Большинство муниципальных образований уже заключили контракты с подрядчиками. 23 августа карельские парламентарии выделили еще почти 63 миллиона рублей на дорожный ремонт этого года. Эти деньги бюджет получил за счет поступлений транспортного налога. Почти все деньги — 53,7 миллиона рублей — направят на дороги Петрозаводска. Оставшиеся 9 миллионов 200 тысяч рублей решено направить на строительство нового моста в деревне Тукса. Кроме того, за счет перераспределения средств дорожного фонда дополнительные деньги выделят Кондопоге — более 17,6 миллиона рублей. На эти средства в порядок приведут участки, которые вызывают больше всего нареканий у горожан. Наконец, парламентарии внесли изменения и в бюджет следующего года. На строительство четырех новых мостов в Муезерском и Беломорском районах республики добавили 79 миллионов рублей.

А что в Петрозаводске?

Как «Республике» рассказала руководитель комитета ЖКХ мэрии города Юлия Мизинкова, на содержание объектов дорожно-мостового хозяйства заключен трехлетний контракт.

— Общая его сумма 600 миллионов рублей, то есть по 200 миллионов в год, — отметила чиновник.

В этом году денег в столице Карелии хватило только на ямочный ремонт. Большую его часть выполнил подрядчик «Онегодорстрой». Компания отремонтировала 15 тысяч квадратных метров дорог. Работы закончены на проспектах Ленина и Карла Маркса, улицах Кирова, «Правды», Ригачина, Онежской флотилии, Антонова, Сыктывкарской, Краснофлотской, на Лососинском шоссе.

Кроме этого, горячим асфальтобетоном заделали аварийные ямы на Гвардейской, Вытегорском шоссе, Первомайском проспекте, улице Заводской, Соломенском шоссе, улицах Муезерской и Связи, Лесном проспекте, Суоярвском шоссе, улицах Пограничной, Мерецкова, Хейкконена, Ватутина, набережной Ла-Рошель.

Также два контракта получил ИП Р.С. Мосоян. Это ямочный ремонт на двух перекрестках проспекта Александра Невского — с улицами Мерецкова и «Правды», а также на улице Станционной и на пересечении «Правды» и Ключевского шоссе. Объекты должны были быть сданы к 20 августа. Также подрядчик обязался отремонтировать улицу Повенецкую — дорогу к строящемуся центру спортивной гимнастики. К концу сентября текущего года центр должен принять первых спортсменов.

Отдельной строкой в перечне строящихся дорожных объектов стоит строительство второго этапа улицы Сыктывкарской. Долгое время ее обещали продолжить на участке от Лесного проспекта до улицы Чкалова. Таким образом, Сыктывкарская, начинаясь на Древлянке, логичным образом упиралась бы в Перевалку. А особое место она занимает потому, что на новом участке строят республиканский перинатальный центр. Значение этого социального объекта для Карелии переоценить трудно, поэтому дорогу вдоль него строят ускоренными темпами. Торопятся сдать и сам перинатальный центр. За продолжение улицы Сыктывкарской взялась петербургская фирма ООО «НордСтройТранс». 15 августа 2017 года с подрядчиком заключили госконтракт на сумму 133,2 миллиона рублей.

«В 2017 году обеспечено максимальное освоение по объекту «Строительство улицы Сыктывкарской на участке от улицы Чкалова до Лесного проспекта в Петрозаводске». Техническая готовность объекта капитального строительства на 1 января 2018 года составила 70%, в том числе основание дорожного покрытия – 90%, монтаж опор освещения – 90%, монтаж ливневой канализации (дренаж, переоборудование) – 80%, укладка асфальтового покрытия не выполнена по причине установления низкого температурного режима», — рассказали нам в Минстрое Карелии.

11 января 2018 года с петербургским подрядчиком госконтракт расторгли. Это сделал в одностороннем порядке заказчик строительства этой трассы — Управление капитального строительства Республики Карелия (подведомственное региональному Минстрою). И пока неизвестно, кто будет достраивать Сыктывкарскую на 83,2 миллиона рублей, выделенных из резервного фонда российского правительства. Однако срок окончания строительства дороги уже установлен — 1 ноября этого года.