Эта встреча здорово повлияла на всех собравшихся — студентов, воспитателей и методистов из дошкольных учреждений и даже на нас с фотографом Николаем Смирновым. Если предположить, что выводы выступавших специалистов верны, то нашим детям лучше держаться от искусства анимации подальше. Или дети все же смотрят на некоторые вещи другими глазами?
Сюжет и сценарий
С какого возраста можно разрешать детям смотреть мультики? Что можно показывать, а чего не стоит? Ирина Комарова, преподаватель ПетрГУ, кандидат педагогических наук, считает, что к этому делу нужно подходить с осторожностью, поскольку «экранное восприятие блокирует развитие сенсорных систем, парализует волю ребенка, тормозит его физическое и психическое развитие». До тех пор, пока ребенок не научится разговаривать, лучше всего общаться с ним вживую и стараться, чтобы восприятие мира у него происходило через реальные контакты с окружающей средой.
По данным отечественных социологов, от 20 до 40% всего свободного времени дети-дошкольники проводят у экрана телевизора и компьютера, в основном они заняты просмотром мультфильмов. Современные дети в среднем начинают смотреть мультфильмы в возрасте полутора лет, а для некоторых этот возраст составляет 6-7 месяцев. Американская академия педиатрии в 2009 году рекомендовала запретить просмотр ТВ детям, не достигшим двухлетнего возраста.
Почему?
Все дело в особенностях детского восприятия мира, о которых мы пока еще мало знаем. По словам Ирины Комаровой, дети не способны относиться критически к предлагаемому в мультфильмах контенту и принимают все за чистую монету. Их восприятие очень эмоционально.
О том, как дети смотрят спектакль в театре кукол, в 1978 году был снят хороший фильм Герца Франка «Старше на 10 минут». Оператор снимал скрытой камерой, одним планом, в фильме нет монтажа.
Фильм «Старше на 10 минут».
https://eb.utuoy/7Wh9d8mZSWo
Ирина Комарова считает, что не все дети способны воспринимать героев мультфильмов как цельные образы:
— Поверхностность детского восприятия приводит к тому, что герои запоминаются маленьким зрителям только по отдельным, наиболее ярким их поступкам. Детям сложно составить полное представление о поведении героя мультипликационного фильма.
В этом, по мнению специалиста, и кроется беда, поскольку самое яркое нередко связано, например, с агрессией.
Елена Серова, методист Центра «Премьер»:
— Родители, детей которых воспитывает телевизор, не понимают, почему их застенчивый ребёнок начинает кривляться на людях и грубить бабушке. Модели плохого поведения его притягивают, как магнит, хотя он зачастую не видит ничего подобного дома и, конечно, тысячу раз слышал от родных, что так себя вести нельзя. Уже в 4-5 лет такие дети обожают боевики и отказываются смотреть наши отечественные мультики и сказки, говоря, что им неинтересно. Зато они быстро перенимают и копируют модель поведения, предложенную создателями анимационных фильмов. А герои многих современных мультфильмов, особенно западных, ведут себя далеко не образцово.
Что делать?
Ирина Комарова советует родителям всякий раз после просмотра разговаривать с детьми, выстраивая вместе причинно-следственные связи поступков героев. Перед просмотром хорошо бы провести свой анализ «продукта», обращая внимание на то, чтобы «плохой» герой отличался от «хорошего». Оценивать стоит и сложность сюжета мультфильма, имея в виду понятную для конкретного возраста логику событий. Кроме того, нужно понимать, как мультфильм повлияет на эмоциональное развитие ребенка. Здесь речь идет о музыке, цветах, мимике героев, узнаваемости персонажа и мотивах его поведения.
О том, чтобы смотреть мультфильмы вместе с дошкольниками, говорила на семинаре и методист центра «Премьер» Елена Серова:
— Однажды мама привела к нам на сеанс мультфильмов маленького сына. Фильм шёл в малом зале, и кроме него никто не купил билет. Но мы показываем кино, даже если приходит один зритель. Мама оставила ребенка и ушла в магазин. Для меня ситуация была странной, поэтому я осталась с ним в зале смотреть кино. Во время сеанса ребёнок не проронил ни слова. В конце фильма мы уже немного разговорились, и я с удивлением узнала, что ему понравился мультик про пуговицы, которые вели себя, как люди. Кошечки, собачки и даже рисованные персонажи не произвели на ребёнка такого впечатления как пуговицы. Мама не могла с ребёнком поговорить о фильме, она его не видела. Поэтому она так и не узнала, почему пуговицы интереснее людей.
Очень часто родители не знают, что на самом деле интересует их детей. И не все, говорит Елена Серова, знают, что мультфильмы могут быть опасны для детей.
Запад и Восток
Сравнение современных американских мультфильмов со старыми отечественными — сейчас предмет неутихающих дискуссий. Елена Серова придерживается той точки зрения, что диснеевские мультфильмы плохо влияют на перспективу семейной жизни ребенка. Причина в том, что дети наблюдают такой образ жизни героев, который не предполагает создание семьи и продолжения рода.
— Героини американской анимации — полная противоположность женским образам из советских мультфильмов. Алёнушка, Василиса, Золушка, Марья-Искусница скромны, целомудренны и загадочны. Не эротичны. Взять любимого за руку — высшая степень их привязанности к мужчине. Голос у них мелодичный, лица приятны. В американских мультиках девицы — умелые соблазнительницы. В разных картинах у них одни и те же черты лица. Они могут драться и ругаться.
Из всего этого следует, по мнению Елены Серовой, что мальчики, насмотревшись таких мультфильмов, будут потом искать себе похожих подружек и не найдут их. А девочки будут просто копировать модели поведения этих американских красавиц. И мальчики, и девочки под влиянием «Шрека», «Аладдина», «Красавицы и Чудовища» и «Золушки» Уолта Диснея будут считать, что жизнь — это бесконечное развлечение и игра, и в результате вырастут безответственными и неспособными решать взрослые проблемы.
На семинаре рассматривались и конкретные примеры.
Например, в мультфильме «Том и Джерри» есть сцены, где Том заигрывает с кошечками, которые ведут себя, как вульгарные женщины. Показаны интимные позы (голова Тома на коленях у кошечки), которые характерные для близких сексуальных отношений между мужчиной и женщиной.
«Покемонов» помните? К чему там сводится основное действие? Странные существа под общим названием «покемоны» поражают друг друга, стремятся уничтожить. Многократное повторение подобных сцен вызывает у детей фиксацию на агрессии и способствует выработке соответствующих моделей поведения.
«Телепузики». Целевая аудитория — дети от полугода до четырех лет. В одной из серий существа пробуют объяснить зрителям слово «украшение». Сперва украшение появляется на елке, а потом неожиданно букетик с ленточкой оказывается у телепузика в заду! Все весело смеются.
По мнению лектора, это поведение героев может вызвать подражание у зрителей. Но ведь так себя вести плохо! Более того, это серьезное растормаживание сферы влечений, привитие гомосексуальных наклонностей.
В «черном списке» оказался и наш мультфильм «Маша и Медведь». Обвинения, которые предъявляются авторам, серьезны.
«Скрытая правда о «Маше и Медведе».
https://eb.utuoy/ezj-mhXCUaU
«Героине очень сложно определить границы своего поведения. Мы помним, что в русской сказке «Маша и Медведь» героиня не садится за стол на место главного медведя, а выбирает для себя адекватное место младшего медвежонка. Героиня мультфильма ведет себя иначе и постоянно нарушает социальные нормы, претендуя на место Медведя, который воплощает образ «отца». Маша противопоставляет себя природе и покушается даже на сакральный архетипический образ Деда Мороза».
В финале семинара его слушатели приняли участие в разборе мультфильма «Медвежий угол» режиссера Галины Шакицкой.
https://eb.utuoy/JYFOx14Zf6k
… Жила-была в маленькой деревушке Медвежий угол бабка Пелагея с Богом да котом Василием, потому как дед Егор как осенью за бутылкой… лимонада пошел, так до сих пор и не вернулся. И жили у них только мыши под полом, да кукушка в часах… Пока одним холодным зимним вечером не попросился к ним погреться Михайло Потапыч — ухо ему в берлоге надуло…
Участникам форума было предложено обсудить достоинства и недостатки картины. По итогу нужно было понять, можно ли показывать детям такие мультфильмы, где дед ходит за бутылкой… лимонада, а когда возвращается и разливает содержимое бутылки, оказывается, что нужно снова идти. «Бери две!» — кричат ему вдогонку звери.
Эксперимент выявил главную проблему критиков, апологетов и экспертов семинара — абсолютную неспособность к художественному анализу произведения. Ситуацию с бабкой Пелагеей, приютившей медведя, аудитория рассматривала как сводку криминальной хроники. Бабке досталось за то, что она не отвела зверя к ветеринару и за то, что спит в валенках, медведю — за то, что разлегся на пол-избы, коту Василию — что лапой щи прямо из кастрюли ест… Ну, и деду Егору, непутевому, за бутылку.
Выходит, что проблема влияния мультфильмов на детей сложнее и глубже. Взрослые люди оказываются неспособными смотреть на мир глазами своих детей.