Сувениры из печи

Если Деду Морозу к праздникам помогают готовиться гномы и Снегурочка, то в карельской керамической мастерской весь ассортимент сувениров изготавливает один мастер - Светлана Лыжова. В команде с ней работают творческие вдохновители и менеджеры. Но все украшения, сувениры и даже печных духов она делает своими руками. Подробности — в выпуске «Делаем в Карелии».

Мастерская керамики. Фото: Республика" / Оксана Кудряшова

Керамическая мастерская, о которой пойдет речь в проекте «Делаем в Карелии», началась от печки — в прямом и переносном смысле этого выражения. Ее открыли на базе печного центра три года назад. Изначальная идея мастера была такой — изготавливать декор для печей. Но постепенно творческая команда пришла к тому, что можно делать и сувениры из керамики.

Ручная глина

«В нашей мастерской мы делаем предметы интерьера и разные сувениры. Вся наша керамика — это ручная работа, вдохновляемся мы природой Карелии», — рассказала Юлия Евстратова, помощник руководителя печного центра.

Светлана — единственный мастер, все изделия, которые реализует мастерская, это ее рук дело. По образованию Светлана — ветеринар, но когда ее совхоз закрылся, она осталась без работы и вместе с супругом пришла в печной центр. Здесь всему и научилась. Теперь уже не просто делает изделия на продажу, но и проводит мастер-классы.

Светлана Лыжова. Фото: «Республика»/Оксана Кудряшова

На одном из таких мастер-классов побывала «Республика». Гости мастерской изготавливали своими руками ботаническую тарелку, а из остатков глины могли слепить то, что еще душе угодно: броши, магниты, домашних питомцев.

«Для изготовления керамических изделий мы используем шамотную глину. И делаю я ее сама из сухих смесей. Материалы все у нас сейчас российского производства. Мы очень любили донбасскую глину, но, по известным вам причинам, пока ее не производят и заказать ее мы не можем», — рассказала керамист Светлана Лыжова.

Начальник Светланы — художник, работает в школе искусств. Он приходит на производство, обучает, подсказывает, делится секретами, в том числе как сделать правильную глину для керамических изделий.  Светлана признается, что не перестает учиться.

После того как глину раскатали, ее нужно «погладить», чтобы на будущей тарелке не было трещин и бугров.

Для декора в керамической мастерской используют сухие травы, листья и цветы. Этим тоже занимается Светлана. На даче она не только летом выращивает овощи, но и собирает и сушит разные растения.

«Все эти растения можно использовать много раз, пока они не сломаются. Мы с их помощью делаем на глине оттиски. Работаем очень аккуратно, поэтому растения довольно долго служат нам», — продолжает мастер.

Яркая глазурь

После декоративной отделки глиняные блины с рисунком кладут на тарелки и придают им форму. Вообще, процесс создания керамического изделия не быстрый. Несколько дней эта глиняная тарелка будет сохнуть, затем ее обожгут в печи, температура которой 1 200 градусов. И начнется второй этап работы — это покрытие глазурью.

 

 

«Глазурь — это, грубо говоря, жидкое стекло. Кроме того, глазурью также называют исходный материал или смесь материалов, которые после нанесения на керамическое изделие и обжига дают соответствующее покрытие. Мы используем в работе эффектарные глазури — это глазури с неоднородностями окраски, эффектами типа лавового, сборкой, яркими включениями, кракле и так далее. И никогда четко не знаем, какой будет результат, как поведет себя глазурь после обжига, будет более яркой, однотонной или наоборот. Также мы используем в работе ангобы — это специальная краска, которая состоит из глины и цветных пигментов. Она экологичная в отличие от глазурей. Пигментов глазури у нас всего десяток, но этого достаточно для того, чтобы изделия по цветам не повторялись», — поделилась Светлана Лыжова.

Для обработки керамики мастер применяет не пищевую глазурь, поэтому тарелки нельзя использовать как посуду. Это только декор интерьера.

Светлана Лыжова. Фото: «Республика» / Сергей Юдин

 

«Вредность глазурей заключается в возможном растворении ее токсичных компонентов в пищевых кислотах, в результате чего они могут попасть в организм человека вместе с пищей. Именно поэтому мы всегда предупреждаем и объясняем, что тарелки нельзя использовать как посуду».

После покрытия глазурью также происходит высокотемпературный обжиг, чтобы закрепить цвет. Далее еще одна сушка. Обычно весь процесс от начала до конца занимает 5-7 дней. Всё зависит от размера и количества изделий.

Печной дух Гриша

В керамической мастерской огромный ассортимент сувениров, украшений, подсвечников. Но специально для тех, кто строит дом и ставит печи, здесь придумали оберег — печного духа. Сначала появился Гриша, а потом для него придумали подругу. Но вот имя для подруги пока придумать не могут.

Печной дух. Фото: «Республика» / Оксана Кудряшова

 

«Печные духи приносят удачу, сидят на печи и оберегают дом. Мы ведь сами придумали эту историю, даже конкурс провели, каким будет Гриша. Но все-таки куда мужчина без женщины, поэтому парой-то веселее. С печами очень много бывает проблем. Они могут дымить, не топиться, трескаться. И чтобы не случилось дома беды, чтобы у хозяек вкусная еда получалась в русских печах, чтобы в доме был лад и уют, нужен печной дух», — рассказала Юлия Евстратова.

По словам специалистов центра, печи и в современном мире не потеряли популярности. Кто-то ставит печи как раньше, кто-то предпочитает сборные, которые готовят мастера в цеху, а затем устанавливают в доме за 1-2 дня. И для таких домовладельцев, которые ценят печное тепло, в мастерской сделали специальные терморегуляторы. Это плитки с петроглифами, которые меняют цвет, когда печь достаточно нагреется.

Печной дух Гриша. Фото: «Республика» / Сергей Юдин

Но печь  — это история не только для дома, но и для бани. Для каменки в парной в керамической мастерской делают декоративные камни даже в виде шишек.

Сувенир, который требует специальной ручной обработки, это подсвечник из талькохлорита. Поскольку камень слоистый, то работа каменщика больше похожа на ювелирную обработку, говорят в мастерской. Затем на готовую форму художник также в ручном режиме наносит рисунок. При этом нет никакой обработки, камень красив в разрезе просто от природы.

Сейчас в керамической мастерской, как и у всех ремесленников, горячая предновогодняя пора. Они готовят украшения, свечные домики, подсвечники, различные украшения и даже делают в качестве сувениров керамические пуговицы. Предприниматели сотрудничают с сувенирными магазинами, ресторанами, активно участвуют в местных ярмарках. Но лучше всего, признаются в мастерской, работают сарафанное радио и личные отзывы покупателей.

 


Проект «Делаем в Карелии» рассказывает о людях, которыми мы восхищаемся. На них просто смотришь и веришь: у тебя тоже получится. Чем так вдохновляют эти люди? Они делают свое дело. Им непросто. Часто — совсем невесело. Бывает, они тоже унывают и сдаются. Но они продолжают работать. Ловить рыбу или разводить кур, строить дома или варить сыр. Да, песни петь, наконец. Но так, чтобы жизнь вокруг наполнялась смыслом. О неравнодушных. О тех, кому больше всех надо: предпринимателях, фермерах, общественниках, массовиках-затейниках. О тех, кому всегда есть чем заняться.