Бизнес как по маслу

Весной в Петрозаводске появился "Карельский маслодел" — небольшое предприятие, где делают масло изо льна, кунжута, миндаля и не только. Его создала местная жительница Ольга Дроздович. Вместе с напарницей они вдвоем управляются со всеми обязанностями, начиная от производства до маркетинга и продажи готового продукта.

Ольга Дроздович и Анастасия Козловская. Фото: "Республика" / Оксана Кудряшова

Петрозаводчанка Ольга Дроздович по образованию экономист. Она работала по специальности в разных компаниях больше десяти лет. За это время девушка набралась опыта ведения бизнеса и к моменту открытия своего дела уже знала многие нюансы. Заручившись поддержкой близких и получив материальную помощь от государства, она открыла мастерскую сыродавленных масел без химических добавок.

Бизнес-план из сна

По словам Ольги, она решила уйти из найма, потому что захотела создавать что-то свое и быть полезной людям.

Ольга Дроздович. Фото: «Республика» / Оксана Кудряшова

«У меня есть аллергия на комплексные витамины, и в свое время я нашла для себя сыродавленные масла как очень хорошую альтернативу им. В один прекрасный момент я проснулась с мыслью, что в Петрозаводске такого масла нет, а это действительно очень полезный продукт. И тогда я решила открыть производство сама. Один раз, когда я проснулась, у меня уже был проработанный бизнес-план в голове», — вспоминает она.

Сначала петрозаводчанка нашла себе напарницу в лице сестры мужа Анастасии Козловской. Девушки стали изучать тонкости изготовления масел. Они обратились к производителям, у которых Ольга покупала масла раньше. У них же на субсидию от Центра занятости приобрели маслостанцию, на которой одновременно могут работать шесть прессов. Так в конце мая этого года появился «Карельский маслодел». За лето у предприятия набрались первые клиенты, но и сейчас любители полезных продуктов продолжают узнавать о новом местном производителе.

«Очень большая информационная поддержка была — о нас писали и Артур Парфенчиков, и Инна Колыхматова, помогают Агентство занятости и Центр «Мой бизнес», — говорит предпринимательница. — С каждым месяцем все больше и больше новых людей к нам приходят, и 80% из них становятся постоянными покупателями. Когда они пробуют наше масло, к обычному оливковому им возвращаться не хочется».

«Живая клетка»

Масло начинают делать ранним утром, так как это небыстрый процесс. Сначала в бочонки закладывают фильтровальную ткань и семена — больше никаких добавок. Сверху ставят клапан и потихоньку нагнетают давление. Сразу поставить на автомат нельзя, поскольку для каждой культуры есть свой алгоритм. Например, льну нужно поддавать давление каждые полторы минуты до тех пор, пока оно не достигнет 250 бар, и только после этого выводить на автоматику. Каждые семена имеют свое время отдачи масла — для льна это три-четыре часа, а черный тмин или тыква давятся сутки. Зависит это от масличности сырья, то есть количества масла в одной семечке.

«При нашем способе производства с одного килограмма льна можно выдавить 370 мл масла, а при шнековом (способ горячего прессования — прим. авт.) — 500-600 мл. Если семя нагревается, разрушаются его полезные свойства, но мы этого не делаем, чтобы сохранить всю его полезность. На нашем масле жарить нельзя — это прям живая клетка. Оно должно храниться в холодильнике при температуре 3-5 градусов. Также у нас небольшой срок годности — у льняного масла он составляет один месяц с даты производства», — поясняет Ольга.

Пока идет прессование, девушки стерилизуют бутылки, а затем разливают в них масло. К каждому готовому продукту прилагается жмых — спрессованные семечки. Таким образом, производство получается полностью безотходным. Так как сроки хранения у масла сильно ограничены, его не делают впрок, а изготавливают только на заказ.

Еще до открытия мастерской Ольга изучила необходимые технические регламенты и требования СанПиНа. Она постоянно созванивалась с Роспотребнадзором, чтобы уточнить — не нужно ли посмотреть еще что-то? На производстве, утверждает маслодел, соблюдены все меры безопасности и постоянно поддерживается чистота. Контролируют все — даже выбор моющего средства для тары.

«Поскольку мы малое предприятие, декларация соответствия нам необязательна. Но недавно мы все равно ее сделали, чтобы люди были уверены, что они покупают безопасный продукт. — отмечает петрозаводчанка. — Да и свое самолюбие потешить хочется. Мне как-то спокойнее знать, что моя продукция проверена».

Свежее — в Карелию

Чтобы составить первоначальный ассортимент, Ольга и Анастасия проконсультировалась с маслоделами из других регионов. Они посоветовали начать со льна, так как обычно на него приходится 80% продаж. Так карельские мастерицы и поступили — закупили на пробу лен и кунжут и стали делать масло. Но у карельских потребителей оказались другие предпочтения.

Ольга Дроздович. Фото: «Республика» / Оксана Кудряшова

«Люди брали один кунжут. У покупателей долго сохранялось мнение о горькости льняного масла, а кунжутное, напротив,  было интересно попробовать. Но потом люди распробовали наш лен и поняли, что он не горчит. Так потихоньку мы вышли на продажи 60% льняного масла и 40% — кунжутного. — делится Ольга. — Потом мы запустили голосование в группе на выбор еще двух видов — покупатели остановились на миндале и тыкве. Мы приспособились к этим семенам и ввели их в продажу. Затем предложили делать конопляное масло, масло из черного тмина, расторопши и кедрового ореха. Посчитали минимальный заказ семян на 10 кг и количество потребителей — если набирается четыре человека, кто готов ждать, мы заказываем под них семена и делаем масло. Желающие остановились на черном тмине и конопляном масле».

Сырье «Карельский маслодел» заказывает как в России, так и из других стран. Так, лен привозят из Удмуртии, плоды конопли из Башкортостана, а кунжут и черный тмин — из Индии, тыкву поставляют Нижегородская или Воронежская области, а миндаль — Чили. В производстве масла самым прихотливым оказывается лен. Дело в том, что его вкус меняется в зависимости от многих факторов, в частности, количества солнца, ветра и дождя. Так что каждый новый урожай может преподнести маслоделам сюрприз.

Сыродавленные масла. Фото: «Республика» / Оксана Кудряшова

Первыми покупателями масла стали друзья и знакомые, а потом заработало сарафанное радио, пошли заказы через группу в соцсети. Развивать продажи помогают и ярмарки — на них продукцию «Карельского маслодела» пробуют туристы из других уголков страны.

«Когда я открывалась, я не настолько была нацелена на другие регионы. Наши объемы вряд ли когда-то будут рассчитаны на маркетплейсы. Когда я все это придумала, мне хотелось обеспечить именно Петрозаводск и Карелию, чтобы у людей была возможность заказывать свежее масло», — рассказывает Ольга.

Сыродавленное масло используют для разных целей. Кто-то принимает их натощак в качестве источника витаминов, а кто-то добавляет как заправку к блюдам. Недавно у предприятия закупили несколько видов масел для студии массажа. Вообще, отмечает Ольга, масла активно применяются в уходе за лицом и телом. Многие дамы используют их вместе с кремом или даже без него, чтобы напитать кожу.

За последний месяц в мастерской изготовили от 70 до 100 бутылочек масла, но предприятие, по утверждению владелицы, еще не вышло на максимальный объем. Спрос на продукцию есть, поэтому вскоре потребуется больше мощностей — к двум имеющимся маслопрессам хотят приобрести еще несколько.