Что делать, если мошенники украли персональные данные? В первую очередь следует принять тот факт, что главным источником необходимых мошенникам сведений всегда становятся сами владельцы карт и счетов. Как правило, информации, которую можно раздобыть из баз данных финансовых организаций и других компаний, не хватает, чтобы украсть деньги с вашего счета, поэтому мошенники используют различные схемы обмана.
Легенды бывают самые разные: обманщики звонят и представляются сотрудниками банковской службы безопасности, присылают сообщения «о блокировке карты», пишут по электронной почте, что «вам положена компенсация, нужно лишь заплатить небольшую комиссию за ее перевод на ваш счет», а иногда даже стучатся в дверь и предлагают «сдать анализ на коронавирус», потому что «у соседей тест показал положительный результат».
Главная задача любой из этих схем – вывести человека из эмоционального равновесия и добиться, чтобы он добровольно перевел свои сбережения или сообщил данные, которые позволят списать деньги с банковских карт. Чтобы завязать разговор и втереться в доверие, преступникам нужно не так много. Вполне достаточно знать имя, адрес, номер телефона и карты. После того как клиент доверился обманщикам и самостоятельно назвал секретные данные, банк не сможет вернуть похищенные средства.
Конечно, полностью предотвратить утечку данных в современном мире невозможно, но свести риск потери денег к минимуму – в ваших силах. Важно соблюдать правила финансовой безопасности:
- Никому не сообщайте полные реквизиты своей карты и не выкладывайте ее фотографии в Сети. Если кто-то хочет перевести вам деньги, ему достаточно знать только номер карты или даже просто номер телефона.
- Вводите данные карты только на защищенных сайтах надежных компаний. Защищенное соединение легко узнать по значку закрытого замка и адресу, который начинается с https:/.
- Платежи лучше проводить через безопасные шлюзы платежных систем: они перекидывают вас на сайт банка, который для подтверждения операции присылает код подтверждения в СМС-сообщении.
- Подключите СМС-оповещения или push-уведомления об операциях. Так вы сразу же узнаете, если по карте кто-то проведет платеж без вашего согласия.
- Если вам звонят или присылают сообщения от банка с тревожными или радостными новостями о балансе вашего счета, лучше не поддерживайте этот разговор. Свяжитесь с банком по номеру телефона, который указан на официальном сайте.
- Используйте сложные пароли для своей электронной почты и личных кабинетов на сайтах. Пароли типа 12345 или Password не смогут вас защитить.