Школа экстремального вождения: кондопожскому джип-триалу исполнилось 20 лет

В очередной раз возле старого карьера под Кондопогой собрались ценители бездорожья. Только сегодня гуляли на широкую ногу - больше зрителей, больше спортсменов, больше поломанной техники. Как отмечают юбилеи карельские джиперы - в материале "Республики",

Каждый год весной и осенью в старом карьере бывшего завода камнелитых изделий и минерального сырья под Кондопогой собираются любители испытать свои внедорожники на прочность. В этот раз экстремалы съехались по особому случаю — джип-триалу «Проверь тягу!» исполнилось 20 лет. Юбилейный размах чувствовался уже при въезде на площадку: вся дорога к карьеру заставлена машинами гостей, из лесу доносились крики толпы, а деревья то и дело дрожали от натянутых лебедок и случайных ударов машин.

Инструктаж перед заездом. Фото: «Республика»/ Даниил Рыжихин

За многие годы соревнование стало одной из визитных карточек города, на него приезжают с семьями и друзьями. В этот раз гостей собралось особенно много, на отдельных участках было сложно протиснуться. Спортсменов также приехало рекордное количество. Если в прошлом году на гонку заявилось 8 экипажей, то на юбилей их приехало уже 47: из Петрозаводска, Сегежи, Всеволожска, Петербурга, Кеми и, разумеется, из Кондопоги.

Фото: «Республика»/ Даниил Рыжихин

Джип-триал (англ. trial — проба, испытание) — это соревнование на умение проходить сложные трассы на сильно пересеченной местности с преодолением ям, прудов, оврагов и других косогоров — всё это на время. Как подвид автоспорта триал отличает зрелищность происходящего: машины то и дело переворачиваются, с них на ходу слетают элементы корпуса и подвески. Автолюбителей это не расстраивает, ведь джипы они покупают как раз для таких испытаний.

«Мда, это звучало тысяч на сто рублей…» — бросил опытный зритель, когда у одного из участников страшно захрипело под капотом и автомобиль остановился с сильным хлопком.

До финиша целыми доходят далеко не все. «Мультикам» разорвало колесо и стропу. Фото: «Республика» / Даниил Рыжихин

Заезды проходят в четырех категориях: серия, туризм, спорт и квадроциклы. С последней все ясно, а первые три отличают степень технического оснащения автомобиля, модификации, размер колес, наличие лебедки и прочее. Принадлежность машины к тому или иному классу является спорным моментом даже среди организаторов. Один из экипажей узнал о том, что будет соревноваться в спортивной категории, незадолго до начала заезда (автомобиль на фото выше).

«Утонул на Кондопоге, всплыл на Ладоге»

В этом году организаторы фестиваля постарались собрать всех участников кондопожского джип-триала прошлых лет, однако число заявившихся даже превысило их ожидания. Вообще, «Проверь тягу!» считается своеобразной школой экстремального вождения, многие любители, начавшие с Кондопоги, потом дорастают до профессионалов.

Фото: «Республика» / Даниил Рыжихин

«Отсюда вышло очень много людей, которые связали свою жизнь с джиперством, посвятили себя туризму. Есть участники, которые здесь с самого начала, кто приезжал еще ребенком и теперь участник. Куча зрителей — мы просто в восторге! Очень рады, что много людей приехало и стоят сейчас в этой луже, ликуют, встречают экипажи», — рассказала одна из организаторов джип-триала Елизавета Болотова.

Елизавета Болотова Фото: «Республика»/ Даниил Рыжихин

Анна Прохорова, штурман экипажа «Мультики», занимается автоспортом уже 15 лет. Вместе с пилотом Виктором Кадетовым, обладателем первого спортивного разряда по автогонкам, они заняли третье место в профессиональном классе.

«Есть такая поговорка: утонул на Кондопоге, всплыл на Ладоге. Большинство экипажей, начинающих здесь, потом дорастают до Ладоги (Ladoga Trophy — крупный внедорожный фестиваль на Северо-Западе — прим. авт.) — это считается такой пьедестал. Вообще, я работаю в страховании, спортсменов страхую наших — совмещаю приятное с полезным. Нашла эту работу уже после трофи — сначала сюда, потом уже в профессию, волею судьбы. Для меня победа — это не самоцель. Это хобби, образ жизни в принципе. Этот спорт состоит же не только из соревнований, есть и дружеские покатушки, покатушки выходного дня. Бывает, просто в экспедицию едем, куда пешком не дойти, но можно доехать».

Анна и Виктор. Фото: «Республика» / Даниил Рыжихин

Женщины в этом виде спорта вопреки стереотипам — явление повсеместное. Храбрые девушки справляются со всеми трудностями езды по лужам и оврагам не хуже мужчин. В этой связи Елена Теплищева, которая более 10 лет занимается организацией джип-триала, вспомнила случай, который однажды покорил зрителей: «Мурманский экипаж застрял в луже с ледяной водой по пояс. Штурманом была жена пилота, она решительно выпрыгнула в эту ледяную воду, потащила трос — вот это было совершенно замечательно, все зрители рукоплескали».

Экипаж «Снусмумрики» с пилотом Екатериной в прошлом году занял третье место. Фото: «Республика» / Даниил Рыжихин

Елена Теплищева стала организовывать гонки после смерти одного из основателей джип-триала — Андрея Хаймина, который в 2007 году ушел под лед вместе со своей женой во время рыбалки. Изначально она заинтересовалась гонками как фотограф, в свободное время приходила снимать заезды кондопожских экстремалов, но постепенно бумажная работа, связанная с деятельностью клуба, не оставила времени на творчество. В этом году она была почетным гостем и снова пришла на триал с фотоаппаратом.

«Конечно, не каждый клуб может таким похвастаться, то что мы пронесли традиции, которые заложил Хаймин, — это дорогого стоит. Было много сил потрачено, энтузиазма. Радостно, что сегодня это такой большой праздник, много участников и все это выглядит торжественно», — рассказала Елена.

Елена Тплищева. Фото: «Республика» / Даниил Рыжихин

Победители «Проверь тягу!» 2023-весна

Серия:
1. Экипаж «Белка» — Максим Лавриков, Александр Вострухин
2. Экипаж «АДО АВТО» — Иван Молотков, Екатерина Галань
3. Экипаж «Турбочерепашка» — Алексей Андреев, Михаил Колыганов

Туризм:
1. Экипаж «Бармалей» — Александр Лысенко, Валентин Краснослов
2. Экипаж «Флиска» — Евгений Вышенский, Владимир Зарицкий
3. Экипаж «Подозерчанин» — Гурчин Евгений, Рягоев Игнат

Спорт: 
1. Экипаж «Орион» — Алексей Мальцев, Степан Мишур
2. Экипаж «Морковка» — Михаил Петров, Илья Митин
3. Экипаж «Мультики» — Виктор Кадетов, Анна Прохорова

Фото: «Республика»/ Даниил Рыжихин