Редкая и ценная: карельскую березу представят на выставке «Россия» в Москве

Карельская береза, один из символов нашей республики, известна своей узорчатой древесиной. По мнению краснодеревщика Михаила Якубенко, ее красоту детально рассмотреть можно именно в готовом изделии. Свои сувениры из "карелки" ремесленник презентует на выставке-форуме "Россия".

Фото: "Республика" / Оксана Кудряшова

Международная выставка-форум «Россия» открылась на ВДНХ в минувшие выходные. В специальных павильонах на ВДНХ каждый регион страны покажет свои достижения в экономике, производстве, науке, культуре, гастрономии и ремесле. Так, Карелия презентует заонежскую вышивку, золотное шитье, изделия из шунгита, кожи и карельской березы.

Михаил Якубенко. Фото: «Республика» / Оксана Кудряшова

С 2012 года в Петрозаводске работает мастерская «Карельские мастера». Ей руководит Михаил Якубенко — краснодеревщик со стажем больше 20 лет.

У карельской березы долгая история. Она встречается не только в нашей республике, но и в Европе и Скандинавии, однако в Карелии на нее обратили внимание впервые. В начале XVIII века «карелку» в своих трудах описал «лесной знатель» Фердинанд Фокель, прибывший в Россию из Германии. Узорчатую текстуру древесины у отдельных берез он заприметил во время поездок по Олонецкой губернии.

Уже в конце столетия карельская береза пришла в петербургские дворцы. Из нее стали делать мебель и сувениры. Встретить «карелку» можно, к примеру, в Юсуповском дворце. А еще из карельской березе по заказу императора Николая II сделано яйцо Фаберже специально к Пасхе 1917 года.

На рубеже XIX-XX столетий в Олонецкой губернии действовала своя мастерская. Затем, в 1936 году в селе Великая Губа появилась артель «Карельская береза» со школой краснодеревщиков. Работники изготавливали рамки для фотографий, шкатулки и другие вещи. В годы Великой Отечественной войны финны оккупировали Заонежский полуостров, вырубили и вывезли редкие деревья. Когда после войны артель вновь собралась, мастерами поняли, что работать им не с чем. И тогда начали посадку карельских берез. Садили много, но узорчатость появлялась не у каждого дерева.

Общепринятого мнения о том, почему на древесине возникает такой узор, до сих пор нет. Есть мнения, что курчавость — это заболевание, генетическая мутация или недостаток питательных минералов. Некоторые считают, что узорчатость стала следствием малого ледникового периода XIV-XVIII веков. При этом рисунок наследуется, но не всегда проявляется. Чтобы узнать, будет ли он на древесине, потребуется не один год.

«Вся ценность березы в структуре этой древесины. Я убежден, что это обычная береза. И при каких-то условиях после малого ледникового периода она стала произрастать небольшими ареалами с изменением текстуры древесины, за которую мы ее и любим. А сейчас она сама по себе не родится — последний раз на Кижах обнаружили дикорастущую березу несколько лет назад. Нет каких-то подходящих для нее условий», — объясняет Михаил.

Какие-то запасы карельской березы хранятся еще со времен Советского Союза. В работе в основном используется шпон — тонкие листы древесины, из которых вырезают нужные детали и затем покрывают изделия из обычной березы или другого дерева.

Специалисты Института леса Карельского научного центра разработали методику клонирования карельской березы. Для этого берутся верхние почки дерева, в которых заложен его «ген». Таким образом его можно размножать для посадки. В Институте леса даже есть клон последней дикорастущей карельской березы из Швеции, которую вырубили в 1986 году. «Карелка» — это возобновляемый ресурс, но сам по себе он больше не воспроизводится. Работники мастерской высаживают карельскую березу у себя на участках, но это небольшие площади. А мастеров, добавляет Михаил, нужно «подпитывать» материалом. Для этого требуется делать промышленные заготовки саженцев.

«Промысел надо сохранить, чтобы кто-то умел работать с карельской березой, так как это дерево очень специфичное. Мастеров по карельской березе практически нет — нам достался опыт фабрики «Карельские сувениры» и каких-то отдельных ремесленников. — говорит он. — Сейчас более качественные технологии сушки древесины, шпон можно делать качественнее, распиловка меньше отходов оставляет. Из одного дерева получается материала в разы больше, чем раньше. <…> У нас все мастера универсальные, кроме, пожалуй, резчиков — сегодня человек делает шахматы, завтра нарды, послезавтра — часы. Каждый раз надо подстраиваться под материал — нет одинаковой работы изо дня в день. Вроде делаем одни и те же шкатулки, но каждый раз карельская береза преподносит сюрпризы. Оборудование переделано под нас. Самые популярные товары — это игровые изделия. Это статусный подарок, который демонстрирует мастерство ремесленника со всех сторон. Несколько лет назад «выстрелило» домино, причем во всех ценовых сегментах».

Предметы, сделанные «Карельскими мастерами» выставят на ВДНХ с ноября и вплоть до закрытия выставки в апреле. Москвичам и гостям столицы презентуют домино, шкатулки под колечки и свадебные шкатулки, а также фоторамки и подставки под телефон.

Напомним, выставка «Россия» открылась на территории ВДНХ 4 ноября. На карельской экспозиции представили виртуального интерактивного гида с искусственным интеллектом Айно, разработанного в ПетрГУ. За основу образа 3D-ассистента взяли внешность одного из лучших гидов страны и исполнительницу песен на карельском Марину Ноженко.

Кроме этого, на выставке представили стенд на котором гости форума могут нарисовать свою картину с помощью нейросетей. Искусственный интеллект обыгрывает виды карельской природы и фауны, народного творчества. Другой интерактивный стенд на выставке показывает ролики об истории, кухне и достопримечательностях Карелии.

ВДНХ. Фото: «Республика» / Сергей Юдин