«Мы заинтересованы в сохранении парка»: родители и педагоги о коррекционной школе на Древлянке

Планы по строительству коррекционной школы в петрозаводском районе Древлянка вызвали дискуссию в соцсетях и СМИ. Не затронет ли строительство благоустроенную с помощью жителей парковую зону?

В школу-интернат № 21 мы приехали вместе с уполномоченным по правам ребенка в Карелии Геннадием Сараевым. Детский омбудсмен решил посетить два образовательных учреждения — 21-й и 23-й интернаты, чтобы узнать мнение педагогов и родителей о строительстве новой коррекционной школы в Петрозаводске. Руководители школ на предложение пообщаться откликнулись охотно, показали, в каких условиях дети обучаются и живут сейчас, рассказали об имеющихся проблемах.

Школа-интернат № 21

Школа-интернат № 21. Фото: ИА «Республика» / Любовь Козлова

В 21-й школе-интернате стены украшены яркими рисунками, на подоконниках цветы, в холле — детские работы и поделки… И педагоги, и родители стараются сделать всё, чтобы детям здесь было уютно. Этих ребят называют детьми особой заботы: в школе учатся дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слуха, речи.

— Родители детей с ограниченными возможностями — это самые ответственные родители, они вкладывают огромные силы в заботу о детях, в то, чтобы для всех наших ребят были созданы комфортные условия, — рассказывает директор школы-интерната Ирина Неровня.

Директор школы-интерната № 21 Ирина Неровня

Директор школы-интерната № 21 Ирина Неровня. Фото: ИА «Республика» / Любовь Козлова

Узкие коридоры, крутые лестницы…

Но есть проблемы, которые не под силу решить ни педагогическому коллективу, ни родительской общественности. Школа-интернат располагается в двух зданиях: в одном дети учатся, в другом находятся столовая, спальни. Педагогам приходится ежедневно водить детей из одного корпуса в другой, а это непросто, особенно зимой: ведь самостоятельно передвигаться многим ребятам сложно, часть детей — колясочники.

Сами здания, построенные почти 60 лет назад, сильно изношены. С помощью Министерства образования здесь, конечно, появилось и современное оборудование, и стеклянные прозрачные двери в учебных классах: чтобы взрослые смогли увидеть и прийти на помощь, если, например, ребенку стало плохо.

 

Но это в принципе максимум, что можно сделать. Организовать современную безбарьерную среду в старых зданиях просто невозможно. Они изначально не приспособлены для инвалидов-опорников, говорит мама ребенка-инвалида Ирина Васильева.

— Здание старое, коммуникации старые… Коридоры узкие, лестницы тоже, ступеньки крутые, — поясняет Ирина.

Эти ступеньки даже детям, которые могут ходить, преодолеть непросто: педагогам приходится постоянно контролировать, чтобы ребенок с нарушениями опорно-двигательного аппарата не споткнулся, не упал, не получил травму.

— А ведь одна из задач реабилитации детей-инвалидов — это приучать ребят к самостоятельности, чтобы они смогли во взрослой жизни по возможности обслуживать себя сами, — добавляет Ирина Васильева.

Ирина Васильева

Ирина Васильева. Фото: ИА «Республика» / Любовь Козлова

Еще тяжелее с детьми, которые самостоятельно передвигаться не могут. Обустроить внутри этих зданий пандусы и тем более лифты абсолютно нереально, проектное решение не позволяет. Подъемник имеется, но в ряде случаев использовать его невозможно, есть определенные ограничения.

Залы лечебной физкультуры в школе созданы, но они, опять же, слишком маленькие.

— Конечно, должен быть и просторный хороший зал ЛФК, и бассейн — он необходим всем нашим ребятам, но особенно деткам с ТМНР, — говорит Ирина Неровня.

Самая больная тема

Условия для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР), которые обслуживать себя самостоятельно не могут, — самая больная тема. Так, для таких ребят должна быть специальная отдельная комната для проведения санитарно-гигиенических процедур — ее нет, потому что просто негде обустроить. Помещения классов слишком тесные, а специализированные коляски для таких детей — массивные, занимают много места.

Перечислять проблемы, которые не позволяют организовать современное обучение и реабилитацию детей с тяжелой инвалидностью, можно долго. В итоге дети часто остаются на домашнем обучении.

 

— Да, наши детки — «тяжелые». Некоторые уходят из жизни очень рано. Но пусть они хотя бы отпущенную им небольшую жизнь проживут не исключительно дома в четырех стенах. Мы видим, как ребята, которые проводят время здесь, в интернате, меняются, как перестают бояться чужих людей, как проявляют эмоции, радуются, когда мы устраиваем для них праздники, — добавляет Ирина Васильева.

Но, повторимся, современных возможностей для помощи всем таким детям, для их социализации у старой школы просто нет.

Немало проблем и у школы-интерната № 23. Здесь учатся слепые и слабовидящие дети, ребята с тяжелыми нарушениями речи, некоторыми другими заболеваниями.

Как рассказала директор Ольга Федорова, типовое здание было построено в 1972 году. Оно, что называется, на отшибе города, в переулке Ветеринарный. Уже совсем недалеко видна Петрозаводская ТЭЦ…

Директор школы-интерната № 23 Ольга Федорова

Директор школы-интерната № 23 Ольга Федорова. Фото: ИА «Республика» / Любовь Козлова

В самой школе, как и в 21-м интернате, очень стараются обеспечить детям условия, но… И фундамент уже гуляет, и с кровлей проблемы, и стены — сколько ни обрабатывай их противогрибковыми препаратами, косметического ремонта хватает на несколько месяцев, а потом краска и штукатурка опять облезают. Теплоузел заменили, но требуется и обновление батарей отопления. Душевые, санузлы, пищеблок — всё это тоже, очень мягко говоря, не соответствует современности. В туалетах неистребим неприятный запах: сколько ни мой и ни чисти, трубы слишком старые, и от него не избавиться.

 

Нехватка помещений для приема детей тоже ощущается.

— В прошлом году у нас не было проблем, когда мы набирали первый класс. А вот годом ранее мы были вынуждены отказать в приеме в первый класс нескольким детям, — говорит замдиректора по учебной и коррекционной работе Ольга Соколова.

Замдиректора по учебной и коррекционной работе школы-интерната № 23 Ольга Соколова. Фото: ИА "Республика" / Любовь Козлова

Замдиректора по учебной и коррекционной работе школы-интерната № 23 Ольга Соколова. Фото: ИА «Республика» / Любовь Козлова

В обеих школах-интернатах согласны: строительство новой коррекционной школы, где будут все самые современные условия для учебы и реабилитации детей-инвалидов, жизненно необходимо. В 21-м интернате сегодня учатся 150 детей, из них 39 живут постоянно — это ребята из районов республики. В 23-м интернате 97 учеников, из них постоянно проживающих 30 человек. Новая же коррекционная школа будет рассчитана на 300 учеников.

Геннадий Сараев

Геннадий Сараев в школе-интернате №21. Фото: ИА «Республика» / Любовь Козлова

Почему Древлянка?

Но, конечно, остается главный вопрос: где будут строить новую школу? Как известно, сейчас предлагается участок в районе улицы Оборонной между микрорайонами Древлянка-8 и Древлянка-9.

Схема расположения коррекционной школы

Схема расположения коррекционной школы

— Считаю, что это был бы очень хороший выбор. Рядом парковая зона: конечно, очень хочется, чтобы новая школа была в экологически чистом районе, это для детей необходимо! Поблизости, насколько известно, планируется строительство физкультурно-оздоровительного комплекса, — говорит Ирина Неровня.

Ее коллеги из 23-го интерната добавляют: важно и то, что недалеко Детская республиканская больница. К новой школе построят и новую дорогу по ул. Оборонной — значит, будет обеспечена и транспортная доступность.

— Это тоже для нас очень важно: ведь к нам и родители из районов приезжают, и волонтеры, мы ребят вывозим в театры, в кино, — отмечает директор школы-интерната № 21.

Но планы по строительству школы вызывают тревогу жителей микрорайона. В соцсетях развернулись нешуточные баталии. Активисты заявляют, что они не против школы как таковой, но боятся, что при этом пострадают родник «Лягушка» и «Тропа Ивана-царевича». Эта территория была благоустроена с участием самих жителей по программе поддержки местных инициатив.

Эти опасения постарались развеять участники выездного совещания, которое состоялось в минувший понедельник непосредственно в парке «Лягушка». Оно также было инициировано детским омбудсменом и депутатским корпусом Петросовета.

 

По словам первого заместителя министра имущественных и земельных отношений Маргариты Логиновой, для строительства школы рассматривались практически все территории, которые есть в Петрозаводске. Ни одна из них требованиям к строительству такого объекта не удовлетворяет: где-то это земля федерального лесфонда, где-то участки уже проданы под другие объекты. Или, например, участок в районе Птицефабрики — там санитарно-защитная зона, в ней строить нельзя. Да и насколько адекватным было бы решение создавать школу для детей-инвалидов в таком отдаленном районе? Или, к примеру, в Сулажгоре, фактически на выезде из города?

Родник и тропа не пострадают

Таким образом, участок на Древлянке — единственный, где можно построить коррекционную школу. Тем более что практически вся его площадь, согласно генплану Петрозаводска, уже определена под общественно-деловую застройку.

Председатель комитета ЖКХ горадминистрации Юлия Мизинкова уверяет: благоустроенная с участием жителей микрорайона территория, в том числе родник «Лягушка», будет сохранена полностью. На встрече ее участникам представили карту-схему, на которой отчетливо видно: предполагаемый для строительства школы участок никак не затрагивает ни тропу, ни прилегающий к ней «парк Ивана-царевича», ни родник. Юлия Мизинкова добавила, что эта территория будет благоустраиваться и дальше по программе «Комфортная городская среда».

Юлия Мизинкова

Юлия Мизинкова. Фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин

Хотя нюанс все же есть: для строительства школы потребуется к имеющейся площади добавить 0,3 гектара территории парка «Лягушка». Речь идет о совсем небольшом участке, который находится на противоположной от родника стороне парка. То есть ни «Тропу Ивана-царевича», ни сам родник, ни подход к нему проект строительства школы не затронет, утверждают власти.

«Микрорайон только выиграет от появления школы!»

Директор 21-й школы-интерната Ирина Неровня со своей стороны добавила: если школа будет построена, родители и педагоги сделают все, чтобы сохранить экологически чистую среду:

— Я уже говорила, что у нас самые ответственные родители: они и сейчас своими силами покупают саженцы, чтобы озеленить территорию нашей школы. Конечно, мы все вместе будем заботиться о парке. Микрорайон только выиграет от появления школы!

План застройки

Карта строительства коррекционной школы на Древлянке

Ее коллега Ольга Федорова также считает, что вместе с жителями микрорайона можно сделать многое, и новые тропы для скандинавской ходьбы в парке, и благоустройство, и это будет в общих интересах:

— Да, к образовательному учреждению есть определенные требования безопасности, в частности, ограждение. Но это не значит, что территория школы отрезана от окружающих высоким забором с колючей проволокой!

Представитель родительской общественности Станислав Мишичев подтверждает: родители детей-инвалидов больше всех заинтересованы в сохранении зеленой зоны вокруг будущей школы.

Станислав Мишичев и Надежда Парфенова

Станислав Мишичев и Надежда Парфенова. Фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин

— Мы могли бы вместе сделать хороший, современный парк с доступной средой, чтобы в нем могли гулять и отдыхать и жители микрорайона, и наши дети с ограниченными возможностями здоровья, — поясняет Станислав Мишичев.

Родители и педагоги говорят и о другом: они очень не хотят никаких конфликтов, связанных со строительством школы. Со своей стороны активисты инициативной группы на Древлянке в обсуждениях в соцсетях тоже утверждают, что готовы к диалогу. Такая возможность должна представиться уже в конце марта, когда планируется провести общественное обсуждение с привлечением всех заинтересованных сторон.