Может быть, классическое искусство движется просто по инерции?

Может ли человек победить Солнце? (Нет) Человек ловит рыбу или выпускает из себя рыбу? (Второе) Рабочая одежда только для работы? (Нет) Что лучше: аналоговое искусство или цифровое? (Ответа нет) Вопросов, которые возникают у зрителей, попавших на Вторую карельскую биеннале (0+), может быть сколько угодно. Ответы можно получить разные.

Не каждый может разглядеть и понять современное искусство. Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Не каждый может разглядеть и понять современное искусство. Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Вторая карельская биеннале изобразительного искусства проходит одновременно на трех городских выставочных площадках: в Музее изобразительных искусств, в «Арт-проспекте» (бывший «Vыход») и в Галерее промышленной истории. Организаторы биеннале — Музей изобразительных искусств Карелии и Творческий союз художников Карелии. Тема этого года — «Энергетика сдержанности. Урбанизация, промышленность, Север».

Биеннале — художественная выставка, проходящая раз в два года. Крупные международные выставки (чаще всего в биеннальном формате) становятся основной площадкой презентации современного искусства. По аналогии, триеннале — выставка, проходящая раз в три года.

В зале Музея изобразительных искусств РК. Фото: «Республика» / Михаил Никитин

В зале Музея изобразительных искусств РК. Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Главную идею биеннале организаторы связывают с репрезентацией производственных отношений человека с окружающим миром. Сначала человек взаимодействовал с природой (отсюда тема севера), затем с машиной (возникает тема промышленности), а теперь люди коммуницируют между собой (тема урбанизации). «Цель выставки — сформировать по тематике биеннале каталог актуального искусства, придающего форму противоречиям, диалогам и связям современного мира, а также дать возможность каждому зрителю стать куратором своих собственных художественных впечатлений», — заявлено в аннотации к проекту.

Куратор Второй карельской биеннале - Ана Кучерова. Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Куратор Второй карельской биеннале Ана Кучерова. Фото: «Республика» / Михаил Никитин

— Заявленные темы (урбанизация, промышленность, север) презентуются в Петрозаводске и связаны с этим городом. На самом деле Петрозаводск здесь выступает как модель, которая применима ко многим городам. Жители других городов обнаружат здесь переклички со своими локациями, — рассказывает «Республике» куратор Второй карельской биеннале Анна Кучерова.

 — Выставка показывает, что всё может вернуться обратно к северу, к природе. Что это не линейная модель, а циклическая. Сначала человек взаимодействовал с севером: добывал рыбу, пропитание, путешествовал по рекам, и так развивались культуры и цивилизации. Потом появляются промышленность, механизация, строятся города. Человек стремится в город. Возможно, приходит время возвращения. В Японии, например, складывается тенденция возвращения людей из города в деревню. Я думаю, что всё может пойти вспять, и люди вернутся к природе, — говорит Анна Кучерова.

В качестве художественного примера этой идеи куратор биеннале говорит о работе «Рыбак».

— В третьем зале музея много работ символических, не прямолинейных, о том, как человек хочет сбежать из города на природу за эмоциональной разрядкой. Картина Илнура Сафина «Рыбак» — про это. Она путает зрителя. Кажется, что там изображен рыбак, и он ловит рыбу. А на самом деле он выпускает рыбу из себя. Многие пройдут мимо: рыбак, всё понятно, три цвета всего, я пошел дальше. Нужно приглядеться! Он выпускает эту рыбу в озеро! Такую разрядку человек из мегаполиса может получить только наедине с природой. В тандеме с этой работой — инсталляция Анны Кириллиной из керамических лодок «Лодка для одного». Смысл тот же самый. Хочется уплыть куда-то и побыть наедине с собой, — рассказывает Анна.

О теме взаимодействия человека и природы карельское искусство рассказывает регулярно. Впечатления художников разные, способы выражения его — тоже. По мнению Анны Кучеровой, художники могут использовать прием дисбаланса между приятной формой и тяжелым внутренним содержанием.

— И «Рыбак», и «Лодка для одного» — работы не чернушные, не страшные. Диссонанс приятной формы и серьезного содержания и производит впечатление. Ты понимаешь, что что-то здесь не так. Красиво, но пугает, — замечает Анна Кучерова.

По площадкам работы участников биеннале распределялись по стилю и техникам. Классическое искусство представлено в четырех залах Музея изобразительных искусств. В «Арт-проспекте» выставлено медиа-искусство современных художников, фотографии, инсталляции, видео-арт. А в Галерее промышленной истории показаны результаты работы арт-резиденции, включенной в проект Второй карельской биеннале изобразительного искусства.

Лидия Гордеенко. Проект «Станушка». Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Лидия Гордеенко. Проект «Станушка». Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Резидентом стала Лидия Гордиенко, художник по текстилю из Петербурга. Она создала модели рабочих костюмов, включающих в себя элементы, казалось бы, не свойственные объекту. Работа Лидии Гордеенко — центральная в зале Галереи промышленной истории. На вернисаже художник рассказала о том, что рабочая одежда имеет не только прагматичное назначение, но и связана с некими ритуальными действиями человека. Нередко человек, начиная дело, совершает ряд привычных ритуальных действий: надевает фартук, рабочий халат, шапочку, чтобы убрать волосы. Рабочая одежда становится лицом человека и может рассказать о тебе больше, чем фотография в паспорте.

В экспозицию на этой площадке вошли работы художников из Петрозаводска, Медвежьегорска, Санкт-Петербурга и даже Комсомольска-на-Амуре.

В центре «Арт-проспект» работы художников раскрываются зрителю иначе, попадая в контекст. Почти в каждом выставочном мини-блоке соблюдается принцип контраста. Ключевая тема площадки, по словам куратора биеннале, связана с тем, что современные художники находятся на перепутье, выбирая чем заниматься: цифровым или аналоговым, классическим, искусством, видео-артом или живописью, которая имитирует реальность?

— Это переломный момент для художника. В Академии живописи ничего не меняется, иногда кажется, что классическое искусство движется по инерции. Художники продолжают писать пейзажи, портреты, натюрморты. Классический шахтерский натюрморт, например, представлен Региной Морозовой, ученицей студии Павла Полякова, окончившего Репинку.

В другом блоке представлены фотографии авторов из Петрозаводска, Архангельска и Москвы. Одним из средств выразительности является мультиэкспозиция (наложение двух или больше снимков на один кадр). Теме памяти посвящены здесь работы Ярославы Роганиной.

— Я использовала все, что у меня было: дно кроватки, газету «Медведь», гофрированный картон, — объясняла посетителю на выставке автор.

Одним из самых интересных объектов на площадке становится проект «МОССПДЧ», созданный Евгенией Кашаевой в соавторстве с Денисом Карасевым. Это фантасмагория-расследование про московский Морок и АИО «Световые пути душ человеческих». Авторы «придумали и рассказали историю про сеть маяков Москвы в стилистике производственного отчета». Расследование сопровождается фиктивными справками, фотографиями «пациентов», заметками из газеты, графиками и отчетами. Поневоле начинаешь верить в эту историю.

Анна Кучерова говорит, что интересно осматривать работы биеннале, проходя по площадкам одним маршрутом. Хорошая идея. Вторая карельская биеннале изобразительного искусства «Энергетика сдержанности» будет открыта до 25 февраля.