Горнодобытчики Карелии не могут продать щебень из-за нехватки вагонов

В Ассоциации горнопромышленников Карелии полагают, что дефицит связан с тем, что компаниям-операторам выгоднее перевозить уголь, а не щебень.

Дефицит вагонов для вывоза щебня ставит под угрозу горную отрасль Карелии, так как добывающие предприятия не могут продать продукцию и приостанавливают работу. Власти региона пытаются разрешить эту проблему с привлечением федеральных министерств, об этом сообщил ТАСС советник главы Карелии Юрий Савельев.

На проблему нехватки вагонов и высокую стоимость их аренды в Карелии впервые обратили внимание несколько лет назад. По мнению зампредседателя Ассоциации горнопромышленников Карелии Андрея Громова, дефицит связан с тем, что компаниям-операторам выгоднее перевозить уголь, а не щебень.

По данным Министерства природопользования и экологии региона, недополученные доходы предприятий из-за недостаточного количества вагонов за восемь месяцев текущего года оценивается в 1,2 миллиарда рублей, потери карельского бюджета — в 400 миллионов.

— Ситуация сложная, за девять месяцев произошло снижение объемов погрузки на 30 тысяч вагонов, или 2 миллиона тонн. В результате у нас у многих предприятий оказываются заполнены щебнем склады, они не могут обеспечить выгрузку и доставку до покупателя. На сегодняшний день восемь предприятий в Карелии уже приостановили работу, под угрозой приостановки еще 10-12 предприятий. По сути дела, есть угроза для горной отрасли в целом, — сказал Савельев.

Он пояснил, что компании-операторы после выгрузки угля в портах Мурманской области вагоны не загружают щебнем в Карелии, а идут порожняком с Октябрьской железной дороги в Сибирь на погрузку угля. Основные потребители карельского щебня находятся в Москве и центральной части России, и производители региона теряют единственный рынок сбыта.

На прошлой неделе у главы Карелии Артура Парфенчикова была встреча с вице-премьером Аркадием Дворковичем по этому вопросу. Было подготовлено письмо от главы республики с описанием ситуации и просьбой в ней разобраться.

Карельские власти для решения этой проблемы организовали тесное взаимодействие с Министерством транспорта России. Также идут переговоры с компаниями-операторами о заключении с карельскими производителями щебня сервисных контрактов по обеспечению вагонами на долгосрочной основе. Это даст возможность снизить стоимость перевозки грузов.

В 2016 году в республике добывали строительный камень 35 предприятий, на каждом из которых трудились от 120 до 200 работников. Объем производства щебня по итогам прошлого года составил 16,8 миллиона кубометров, или 117% к уровню 2015 года.