Выставка «В кругу семьи» занимает четыре зала на первом этаже музея. Куратор экспозиции Людмила Никифорова рассказывает, что выставку задумывали еще до объявления 2024 года годом семьи. Все совпадения случайны.
— Мы хотели показать семью — и маленькую, из двух человек, и большую, где есть дети, внуки, старшее поколение. Изучали, как и когда создавались работы, и открыли очень много интересного. Мы нашли сведения о родственниках художников, которые становились героями их произведений. Оказалось, что некоторые художники пишут женщин, похожих на своих любимых, или детей, похожих на своих. Здесь есть работы, напоминающие о семейных праздниках, есть те, которые связаны с воспоминаниями, иногда приходящими к нам во снах. Здесь можно увидеть и самих художников в кругу семьи, — объяснила концепцию выставки Людмила Никифорова.
Действительно, кураторы проекта связывались с людьми, изображенными на выставленных работах. Так, оказалось, что у Бориса Витолло изображена, действительно, его внучка, Татьяна в интерьере их квартиры. Сейчас она — дизайнер, работает в Москве.
Художник-график Гурий Захаров изобразил свою семью (жену и дочь) в работе «Гурзуфский семейный портрет». Скульптурное изображение «Портрет девочки» жены художника Татьяны также помещено в экспозицию. Дочь Наталья выросла и изобразила свою маму Татьяну, заплетающую косу ее дочери Анастасии. Анастасия, к слову, тоже стала художником.
Людмила Никифорова также рассказывает, что внук художника Николая Андронова, изображенный в «Разговоре с внуком», уже превратился из белобрысого малыша в спортивного комментатора и спортсмена-гонщика.
Один из залов посвящен праздничному. Центральная работа в зале — «Предпраздничный день» Владимира Канделаки.
— Мы показываем ее в первый раз. Это — воспоминания о советском детстве в Тбилиси. Здесь важно разглядеть детали. Вот мальчишки гоняют огромный подшипник. Подшипник был сокровищем — можно было сделать самокат или тележку. Кто-то играет в кости, другие запускают самолетики. Вот машина, везущая к празднику большой глобус. Все герои картины — это как будто бы он сам, вспоминающий детство, — рассказывает куратор.
Похожее настроение — и в работе Бадри Топурия «Домашний уют». Из аннотации мы узнаем, что маму, изображенную на картине с утюгом в руках, зовут Цисана Левановна. Она — художник-дизайнер одежды.
В этом же зале офорты Аркадия Морозова.
— Здесь больше вопросов, чем ответом. Каждая работа заставляет размышлять. Как будто целиком из детства возник его «Воз сена». Где он летит? Куда плывут рыбы, образующие горизонт? — делится впечатлениями Людмила Никифорова.
Здесь же представлен «Город детства» Бориса Акбулатова. «Республика» писала об этих работах в материале, посвященном архитектору Дмитрию Масленникову. Иллюстративный материал на выставке дополнен аудиозаписью. Можно закрыть глаза и представь, каким был послевоенный Петрозаводск.
Автобиографична и работа Екатерины Пеховой «Сын». О любви художницы к сыну Игорю и к кошкам говорят все современники Екатерины Константиновны.
Поскольку детство и взрослая жизнь многих представленных художников пришлись на советское время, в работах много деталей того времени. В духе периода и настроение — романтично-возвышенное. Молодые геологи смотрят сверху вниз на то место, где будет закладываться город («Молодые» Станислава Торлопова). В руке девушки — верба, у него — защитная каска. В небе летят птицы и самолет. Пахнет весной. Художник Сергей Спицын («Рабочий поезд. Вечером») изобразил примерно этих же героев, возвращающихся со смены домой. Она прикорнула на его плече. В этой вселенной нет трагедий, выяснений отношений и прочих проблем. Эта стилистика, возможно, снова возвращается в нашу жизнь.
Объем выставке придают работы художников начала прошлого века, где изображены, в основном, дети за различными занятиями. Любопытно, что мальчик, украдкой читающий книгу, скорее всего, не избежит родительского порицания. Как изменились реалии за столетие.
Впервые с 1977 года в музее выставлена работа Михаила Баженова «Вечер в семье» (1903 год). Мама читает вслух, бабушка занимается рукоделием, дети
— С 1977 года показываем впервые «Вечер в семье» Баженова. Семья в дореволюционном времени. Мама читает книгу, бабушка занимается рукоделием, при них дети. Судьба Михаила Баженова была трагической. Он оказался в числе восьми костромских художников, обвиненных в контрреволюционной деятельности и расстрелянных в 1938 году, — комментирует Людмила Никифорова.
Иногда сопровождающие работы биографические сведения и кураторские заметки в этикетках позволяют лучше понять замысел художника и поместить увиденное в контекст времени. Но даже без этих подсказок публика может прочитать и мотивы автора, и общую атмосферу работ.
Выставка «В кругу семьи» открыта в Музее изобразительных искусств до 12 мая.