Тихо, по-семейному: в Музее изобразительных искусств открылась «круглая» выставка

На выставке «В кругу семьи» в Музее изобразительных искусств Карелии можно не только познакомиться с работами художников (некоторые любимые, а некоторые выставляются впервые), но и узнать, кем стали, когда выросли, герои выставленных произведений искусства.

На вернисаже. Фото: «Республика» / Михаил Никитин

На вернисаже. Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Выставка «В кругу семьи» занимает четыре зала на первом этаже музея. Куратор экспозиции Людмила Никифорова рассказывает, что выставку задумывали еще до объявления 2024 года годом семьи. Все совпадения случайны.

— Мы хотели показать семью — и маленькую, из двух человек, и большую, где есть дети, внуки, старшее поколение. Изучали, как и когда создавались работы, и открыли очень много интересного. Мы нашли сведения о родственниках художников, которые становились героями их произведений. Оказалось, что некоторые художники пишут женщин, похожих на своих любимых, или детей, похожих на своих. Здесь есть работы, напоминающие о семейных праздниках, есть те, которые связаны с воспоминаниями, иногда приходящими к нам во снах. Здесь можно увидеть и самих художников в кругу семьи, — объяснила концепцию выставки Людмила Никифорова.

Замдиректора Национального музея Фаина Немченко, директор Музея изобразительных искусств Варвара Лебедева и куратор выставки Людмила Никифорова. Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Замдиректора Национального музея Фаина Немченко, директор Музея изобразительных искусств Варвара Лебедева и куратор выставки Людмила Никифорова. Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Действительно, кураторы проекта связывались с людьми, изображенными на выставленных работах. Так, оказалось, что у Бориса Витолло изображена, действительно, его внучка, Татьяна в интерьере их квартиры. Сейчас она — дизайнер, работает в Москве.

Борис Витолло изобразил свою внучку. Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Борис Витолло изобразил свою внучку. Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Художник-график Гурий Захаров изобразил свою семью (жену и дочь) в работе «Гурзуфский семейный портрет». Скульптурное изображение «Портрет девочки» жены художника Татьяны также помещено в экспозицию. Дочь Наталья выросла и изобразила свою маму Татьяну, заплетающую косу ее дочери Анастасии. Анастасия, к слову, тоже стала художником.

Людмила Никифорова также рассказывает, что внук художника Николая Андронова, изображенный в «Разговоре с внуком», уже превратился из белобрысого малыша в спортивного комментатора и спортсмена-гонщика.

Один из залов посвящен праздничному. Центральная работа в зале — «Предпраздничный день» Владимира Канделаки.

— Мы показываем ее в первый раз. Это — воспоминания о советском детстве в Тбилиси. Здесь важно разглядеть детали. Вот мальчишки гоняют огромный подшипник. Подшипник был сокровищем — можно было сделать самокат или тележку. Кто-то играет в кости, другие запускают самолетики. Вот машина, везущая к празднику большой глобус. Все герои картины — это как будто бы он сам, вспоминающий детство, — рассказывает куратор.

Похожее настроение — и в работе Бадри Топурия «Домашний уют». Из аннотации мы узнаем, что маму, изображенную на картине с утюгом в руках, зовут Цисана Левановна. Она — художник-дизайнер одежды.

В этом же зале офорты Аркадия Морозова.

— Здесь больше вопросов, чем ответом. Каждая работа заставляет размышлять. Как будто целиком из детства возник его «Воз сена». Где он летит? Куда плывут рыбы, образующие горизонт? — делится впечатлениями Людмила Никифорова.

Здесь же представлен «Город детства» Бориса Акбулатова. «Республика» писала об этих работах в материале, посвященном архитектору Дмитрию Масленникову. Иллюстративный материал на выставке дополнен аудиозаписью. Можно закрыть глаза и представь, каким был послевоенный Петрозаводск.

Автобиографична и работа Екатерины Пеховой «Сын». О любви художницы к сыну Игорю и к кошкам говорят все современники Екатерины Константиновны.

Поскольку детство и взрослая жизнь многих представленных художников пришлись на советское время, в работах много деталей того времени. В духе периода и настроение — романтично-возвышенное. Молодые геологи смотрят сверху вниз на то место, где будет закладываться город («Молодые» Станислава Торлопова). В руке девушки — верба, у него — защитная каска. В небе летят птицы и самолет. Пахнет весной. Художник Сергей Спицын («Рабочий поезд. Вечером») изобразил примерно этих же героев, возвращающихся со смены домой. Она прикорнула на его плече. В этой вселенной нет трагедий, выяснений отношений и прочих проблем. Эта стилистика, возможно, снова возвращается в нашу жизнь.

Объем выставке придают работы художников начала прошлого века, где изображены, в основном, дети за различными занятиями. Любопытно, что мальчик, украдкой читающий книгу, скорее всего, не избежит родительского порицания. Как изменились реалии за столетие.

Впервые с 1977 года в музее выставлена работа Михаила Баженова «Вечер в семье» (1903 год). Мама читает вслух, бабушка занимается рукоделием, дети

— С 1977 года показываем впервые «Вечер в семье» Баженова. Семья в дореволюционном времени. Мама читает книгу, бабушка занимается рукоделием, при них дети. Судьба Михаила Баженова была трагической. Он оказался в числе восьми костромских художников, обвиненных в контрреволюционной деятельности и расстрелянных в 1938 году, — комментирует Людмила Никифорова.

Иногда сопровождающие работы биографические сведения и кураторские заметки в этикетках позволяют лучше понять замысел художника и поместить увиденное в контекст времени. Но даже без этих подсказок публика может прочитать и мотивы автора, и общую атмосферу работ.

Игорь Котуков. Из серии «Ctrl+x». Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Игорь Котуков. Из серии «Ctrl+x». Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Выставка «В кругу семьи» открыта в Музее изобразительных искусств до 12 мая.