https://eb.utuoy/TjEz8bEYbQY
Девушки в сарафанах прилаживают на нос кижанки букет цветов. Мускулистые мужчины в тельняшках проверяют весла, а компания каякеров обсуждает, где лучше сделать «эскимоса». До старта главной гонки 19-й по счету «Кижской регаты» полчаса.
В отличие от прошлого раза, с погодой повезло: зрители наблюдают за последними приготовлениями, лежа на травке и греясь на солнышке. Вдоль берега выстроились кижанки, логмозерки, карбасы, байдары и соймы – всего 32 экипажа.
Стартуют по порядку: сначала малые лодки, потом командные и традиционные. Самые нетерпеливые, правда, то и дело порываются выйти не в свою очередь. За ними зорко следит Юрий Наумов, ведущий специалист отдела истории и этнографии музея-заповедника и идейный вдохновитель соревнований.
— Байдары, вернитесь, вы идёте с командными лодками! Кто там встал боком к старту? – то и дело слышится с берега.
Правила гонки предельно простые: первым прийти к финишу, при этом не мешая соперникам. Экипажи проходили дистанцию в 1,7 километра вдоль восточного берега острова. Справились все: и мужские команды, и женские, и одиночные гребцы.
Ксения Наумова, Яна Сюрьялайнен и Елена Гумерова участвовали в заплыве на кижанке с тремя парами весел, которую им построил кижский мастер Сергей Давыдов. Команда на острове хорошо знакома: девушки участвуют в регате каждый год.
— Девушки, которые живут в деревнях вокруг острова, все умеют грести: лодка ведь тут единственное средство передвижения, — улыбнулась капитан команды Ксения.
Кижанка – одна из самых популярных лодок на регате. Такие строили на Онежском озере не одну сотню лет, для своей стихии они совершенны, рассказал Юрий Наумов. Наверное, поэтому старые кижанки никогда не жгли и не рубили – рука не поднималась рушить такую работу. Отслужившие срок лодки лежали по берегам, иногда их нагружали камнями и при попутном ветре сталкивали в озеро – как бы хоронили.
Команда ПетрГУ на регату пришла на поморском карбасе. Это самая большая лодка на соревнованиях: в длину семь метров, в ширину два с половиной. На такой можно ходить по морю, что, собственно, и делают студенты и преподаватели лаборатории народного исторического судостроения.
— В гонке участвовала команда из четырех человек, а в экспедиции ходим ввосьмером. Со всеми вещами, припасами в нее прекрасно влезаем, — рассказал капитан экипажа Тарас Тюпко. – На носу у лодки штевневая фигурка – лось, она съемная: в экспедициях мешает, а тут, на фестивале, очень даже уместна.
Особенно среди лодок-участниц регаты выделялась добленка, на которой в озеро вышел Сергей Куликов. Эту лодку сделал мастер Владимир Югелайнен, но в силу возраста сам не поплыл – доверил участие в регате товарищу. Долбленка сделана из осины – вечного материала, говорит Сергей: пластик ломается о камни и его уже не восстановить, а дерево всегда можно починить.
— Когда идешь на такой лодочке, ты часть природы, — рассказал Сергей. – Долбленка очень устойчивая, хотя тут нужен навык. Но я вот, например, даже стоя на такой могу пройти.
Победителей награждали в нескольких номинациях. Подарки – только самые нужные: весла, спальные мешки, наборы инструментов. Отдельные призы получили победители Молодежной регаты и конкурса судостроителей «Народная лодка».
— Очень важно, что мы сохраняем наши традиции, памятники культуры, деревянное судостроение, традиции плавания на лодках, — сказал врио главы Карелии Артур Парфенчиков, который вместе с директором музея «Кижи» Еленой Богдановой открывал соревнования. – Я сам хочу на следующий год поплыть, думаем команду собрать. Это нормальный процесс: сегодня зритель – завтра участник. За счет этого будет увеличиваться количество участников, может, появятся какие-то новые виды лодок.
В следующем году на острове пройдет юбилейная, 20-я регата. Сколько будет участников, сказать пока сложно, но уж точно не меньше, чем в этот раз, говорит Юрий Наумов: людям ведь это нужно, люди хотят грести.