«Родственники по отцовской линии»: в Петрозаводске открылась выставка художников из Петербурга

По словам искусствоведа Марии Юфа, Петрозаводск в шутку называют культурным пригородом Петербурга. В любом случае, наши города — родственники по отцовской линии. Почувствовать силу этого родства можно в Городском выставочном зале, где открылась выставка петербургских художников «Притяжение».

Работы Светланы Демидовой. Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Работы Светланы Демидовой. Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Выставка «Притяжение» объединяет работы трех авторов: Андрея и Светланы Демидовых и Екатерины Федоровой. Участники выставки рассчитывают, что притяжение ощутят и зрители, почувствовавшие, как авторы взаимодействуют с культурными традициями, как интерпретируют их. Несмотря на строгую выверенность линий и цветовых сочетаний, выставка получилась не строгой академической, а живой, наполненной светом, теплом и даже мягким юмором.

Екатерина Федорова. Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Екатерина Федорова. Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Художник Екатерина Федорова запросто взаимодействует, например, с античными темами через уже освоенное искусство авангарда. Ее интерес связан не с мифологией и подвигами героев, а именно с самой культурой античного искусства: ее формами, художественным и прикладным содержанием.

Главной точкой притяжения авторов стала общая культурная традиция.

— Это не просто постмодернистские цитаты, а способ мышления в диалоге с мастерами прошлого. Это хорошо видно, например, в работах Светланы Демидовой, свободно взаимодействующей с искусством от архаики до поп-арта. В представленных работах можно увидеть и кубизм, и дадаизм, и конструктивизм, — говорит заведующая Городским выставочным залом Мария Юфа.

Андрей Демидов подтвердил, что многое зависит и от особенностей пространства, и от взгляда смотрящих.

— Вы смотрите на нас, а мы смотрим на себя, как мы смотримся в этом зале, как прозвучали в этом зале наши темы, которые мы целый год трепетно вынашивали, — сказал на вернисаже Андрей Демидов.

На вернисаже. Фото: «Республика» / Михаил Никитин

На вернисаже. Фото: «Республика» / Михаил Никитин

На выставке представлены работы разных жанров искусства, выполненные в разных материалах. Тут и печатная и оригинальная графика, и живопись, и скульптурные объекты из металла и керамики.

— Мажорный дух тут определяет общее впечатление от выставки, тип которой сейчас, как мне кажется, встречается редко. Перед нами пример художников, для которых абсолютным приоритетом является не литературность, не натурность, а сама пластика искусства, само искусство как суть, содержание и способ выражения. Представление чистого искусства создает уникальность этой выставки, — говорит Мария Юфа.

Андрей Демидов. Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Андрей Демидов. Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Из творческого кредо Андрея Демидова:

«Меня всегда интересовали в живописи проблемы чистого творчества: взаимодействия формы и цвета, фактуры и цвета, цветовые и тональные контрасты, ритм и баланс. Когда произведение не отражает сиюминутные, политические аспекты жизни, не занимается публицистикой и литературщиной, тогда на первый план выходят истинные, вечные проблемы живописи-проблемы творчества! Поэтому среди художников, которые меня вдохновляют много формалистов-авангардистов, мастеров обобщения, лаконично чувствующих цвет и форму».

Все три автора окончили Санкт-Петербургскую государственную художественно-промышленную академию имени Штиглица (бывшую «Муху») как художники-скульпторы-монументалисты. Внимательные зрители смогут сразу увидеть объем или предполагаемый объем в каждой из представленных работ.

Светлана Демидова. Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Светлана Демидова. Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Владимир Зорин, председатель Карельского регионального отделения Союза художников России, сказал, что выпускники Академии имени Штиглица плохого на выставке не покажут (сам он тоже, кстати, оттуда).

— Такие выставки важны, потому что Мухинское училище, нынешняя Академия имени Штиглица — это печать качества. Это говорит о том, что искусство будет представлено профессиональное. Это действительно так. Приятно среди моря непрофессионализма, в котором нам приходится барахтаться, видеть профессиональное искусство, владение пластикой, композицией, приемами условного, декоративностью. Это не случайные вещи, здесь видно хорошее образование, — сказал на вернисаже художник.

Кроме того, Владимир Зорин, давно пропагандирующий идеи развития городской скульптуры, пожелал и Петербургу, и Петрозаводску удачи в этом деле.

— Пожелание не знаю кому. Нас все равно никто не услышит. Мне хотелось бы, чтобы эти объекты жили в среде города. Они должны жить с людьми, быть частью города. Время сейчас такое, что человек много времени проводит не в закрытых помещениях, а на улице. Искусство должно выходить на улицу! — заявил Владимир Зорин.

— Выставку «Притяжение», которая вчера открылась в Городском выставочном зале, я для себя переназвала в «Чувство формы», — делится впечатлениями педагог Ирина Рынкевич.

По ее мнению, в черно-белых работах Андрея Демидова даже округлые формы выглядят как прямые. Баланс композиции «удерживают её не точки соприкосновения, словно винтики, а само пространство, даже в плоскости сохраняющее объем». Она говорит о динамике работ Светланы Демидовой, в которых условность изображения выделяет в рисунке жесты и позы, создает четкий ритм. В работах Екатерины Федоровой зрителя удивило то, насколько трогательной может быть грубая, казалось бы, форма. «Я не понимаю, как это работает. Ощущение, что что-то уязвимое, трепетное нарастило панцирь, а всё равно просвечивает сквозь защиту. И именно попытка спрятать делает эту трепетность более очевидной», — пишет Ирина Рынкевич в соцсети.

Выставка «Притяжение» будет работать до 24 сентября.