«Опера Vita»: мечты о счастье мирного жития

В Музыкальном театре Карелии прошел Фестиваль молодых звезд оперы (0+). Больше полутора тысяч зрителей стали участниками и свидетелями возникновения в Петрозаводске живого искусства очень высокого уровня.

Солист Мариинского театра Владислав Сулимский. Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Солист Мариинского театра Владислав Сулимский. Фото: «Республика» / Михаил Никитин

В программе фестиваля «Опера Vita» было три события: показ оперы Пуччини «Мадам Баттерфляй», концертное исполнение оперы Римского-Корсакова «Царская невеста» и гала-концерт, на котором звезды оперы исполняли арии и дуэты из опер Верди, Беллини, Пуччини, Леонкавалло, Джордано и Чилеа.

Витальности, жизненной силы, фестивалю обычно добавляют новые голоса: в Петрозаводск приехали солисты разных театров: Мариинского, «Астана Оперы», Большого театра имени Навои Республики Узбекистан. Трагические любовные и прочие жизненные перипетии героев даже в знакомых публике спектаклях выглядели сейчас особенно впечатляющими. Действительно, трудно остаться равнодушным к мучительным переживаниям Григория Грязного, сжигаемого страстью и ревностью, в исполнении Владислава Сулимского, солиста Мариинского театра. Как не пожалеть Чио-Чио-сан (Дарья Батова, солистка Музыкального театра Карелии), столкнувшуюся с предательством своего американского мужа (в роли Пинкертона выступил Саян Исин, солист «Астана Оперы»). Вместе с каждым из зрителей на сцене умирала даже в концертном варианте «царская невеста» Марфа, партию которой исполнила Эльвина Муллина, солистка Музыкального театра Карелии. А любящий Марфу Иван Лыков в исполнении солиста Мариинского театра Романа Арндта вызывал одновременно и недоумение из-за своей покорности судьбе, и сочувствие.

В концепцию Пятого фестиваля «Опера Vita» входило представление (и возможное сопоставление приемов) русской и итальянской опер, премьеры которых прошли почти одновременно в конце XIX — начале XX веков. В центре каждой из опер — трагическая история женщины.

В «Царской невесте» Марфу изводят сразу несколько человек. Мало того, что накануне свадьбы с любимым ее выбирает в жены царь Иван Грозный, так еще и опричник Грязной, желая добиться ее любви, вместо приворотного зелья случайно дает ей отраву. Марфа сходит с ума. В опере «Мадам Баттерфляй» дело все же доходит до свадьбы, но только по японскому обычаю. Юная гейша Чио-Чио-сан отрекается от традиций и семьи ради своего возлюбленного — лейтенанта американского флота Пинкертона, который, к несчастью, сразу после свадьбы отбывает в Америку. В Америке Пинкертон создает более выгодный брачный союз. Три года ждет Чио-Чио-сан корабля, который привезет ей мужа. В конце концов ее любимый вместе со своей новой женой появляются в домике Баттерфляй, но только для того, чтобы забрать ее сына. Несчастная вонзает в себя кинжал.

«Для обеих героинь, — комментирует выбор опер для фестиваля музыкальный критик Владимир Дудин, — композиторы написали поистине божественную музыку, чтобы показать всю красоту женской, а вместе с ней и общечеловеческой мечты о счастье мирного жития».

Завершил фестиваль «Опера Vita» гала-концерт с участием солистов Мариинского театра Ирины Чурилиной и Владислава Сулимского, а также Дамира Рахмонова, ведущего певца Большого театра Узбекистана.

Музыкальный руководитель фестиваля, главный дирижер Музыкального театра РК Михаил Синькевич рассказал «Республике», что в хорошей опере накал страсти на квадратный миллиметр действия обычно превышает все подобные показатели и в литературе, и в жизни. За этим зрители и ходят в театр. Фестиваль «Опера Vita» всякий раз дает любителям оперы возможность обновить свои впечатления, получить удовольствие от музыки, от звучания лучших голосов, от экспрессии, которая исходит от маэстро Михаила Синькевича и передается и артистам на сцене, и зрителям в зале.