Наталья Вавилова: «Кронид Гоголев всегда поражал своим творчеством»

Директор карельского Музея ИЗО считает, что сортавальский мастер создавал удивительно проникновенные работы, которые стали новым шагом в развитии культуры.

Наталья Вавилова. Фото: "Республика" / Леонид Николаев

Наталья Вавилова. Фото: "Республика" / Леонид Николаев

Кронид Гоголев около 30 лет создавал картины из дерева. В своей мастерской в Сортавале он проводил целые дни, вырезая из липовой доски пейзажи, картины деревенской и городской жизни, сцены из эпоса «Калевала». В своем творчестве он соединил резьбу по дереву и высокое искусство.

В 1984 году работы Кронида Александровича выставили в Московском архитектурном институте. Там мастера впервые — и высоко — оценили профессионалы. Сейчас в городе на Ладоге работает музей частной коллекции Гоголева, и многие люди приезжают в Сортавалу специально, чтобы посмотреть на его картины.

«Кронид Александрович всегда поражал своим творчеством, — говорит директор Музея изобразительных искусств Карелии Наталья Вавилова. – Встреча с деревом была для него судьбоносной. Наверное, в самом этом материале есть какая-то тайна: его тепло, его необычный рисунок. И это позволило мастеру создать совершенно потрясающие работы. В них — удивительная проникновенность образов: все его картины наполнены обычной человеческой жизнью с ее проблемами и курьезами, но при этом дышат такой радостью.

Он был уникальным мастером: где-то не соблюдал правила, отказывался от проторенной дороги, искал свой путь. Это иногда вызывало восхищение, иногда — неприятие у высоких профессионалов. Но жизнь доказала, что всё это — новый шаг и новое видение в культуре.

Кронид Александрович был потрясающим педагогом. А еще он очень чутко воспринимал проблемы общества, переживал за жизнь города, за людей. Я очень хорошо помню, что он как личное горе принял закрытие народного театра в Сортавале. Мы тогда отстояли этот театр, и во многом это была заслуга мастера, который ничего не побоялся, стал бить в колокола и решать эту проблему.

И при этом у Кронида Александровича была очень чистая и детская душа: он не переставал удивляться миру, для него не существовали интриги. Он был светлым человеком, которого судьба одарила большим талантом».

Картина Кронида Гоголева с деревенским праздником. Фото: "Республика" / Леонид Николаев

Картина Кронида Гоголева с деревенским праздником. Фото: «Республика» / Леонид Николаев

Напомним, проект “100 символов Карелии” стартовал в марте 2019 года, редакция уже получила сотни откликов читателей. Люди присылают свои идеи символов Карелии, на их основе верстается план редакционной работы на год. В течение этого года на сайте “Республика”, в газете “Карелия” и на телеканале “Сампо ТВ 360” выйдут сто репортажей о ста символах республики. Итогом этой работы станет книга.

Сбор предложений и идей от читателей продолжается в группе “Республики”.