Карты, мишка, два ствола

В Городском выставочном зале можно увидеть акварельные копии игральных карт Александра II, на каждой из которых придворный художник Михай Зичи изобразил курьезные моменты императорской охоты 1859-60 годов.

Медведи, как и великие князья, - постоянные герои сюжетов карт. Фото: ИА "Республика" / Михаил Никитин

Медведи, как и великие князья, - постоянные герои сюжетов карт. Фото: ИА "Республика" / Михаил Никитин

Новая выставка в ГВЗ называется «Царский досуг. Охота в Марьинских угодьях». Центральный момент экспозиции — акварельные копии 52 игральных карт, увеличенных до размера альбомного листа. Оригиналы карт Михая Зичи с изображениями сцен царской охоты сейчас хранятся в Эрмитаже, они выполнены в акварели на тонком картоне и имеют миниатюрный формат — 9 х 5,5 см. Копии карт выполнены петербургскими художниками Ольгой Ивлевой и Николаем Чирятьевым.

Искусство изображений на игральных картах в Петрозаводске представлено впервые. Действующие лица сценок-юморесок — постоянные участники царских охот: великие князья Михаил и Николай Николаевичи — братья императора, генерал-адъютант Николай Александрович Огарев, генерал и граф И.К. Ламберт, светлейший князь Семен Михайлович Воронцов, светлейший князь Александр Аркадьевич Суворов и другие именитые особы.

 

 

Любопытно, что карты Михая Зичи так и не были изданы — ни при его жизни, ни позже. Теперь они — предмет музейной коллекции Эрмитажа. Кроме карт, среди которых, к слову, нет джокера, в экспозицию вошли работы других молодых современных художников, изображающих пространство усадьбы Марьино — здание, парк, предметы из жизни обитателей усадьбы.

По словам Марии Юфа, заведующей Городским выставочным залом, выставка «Царский досуг. Охота в Марьинских угодьях» стала продолжением проекта 2019 года. Тогда Музейно-выставочный центр «Петербургский художник» предоставил для нашего города выставку «Из Марьино во Францию», которая была посвящена усадьбе Марьино, где было имение графов Строгановых (впоследствии князей Голицыных), и замкам в долине Луары.

На самых популярных классических картах, которые есть почти в каждом доме, тоже изображены члены семьи Романовых и их окружения. Например, бубновый балет — это великий князь Андрей Владимирович, королева червей — великая княгиня Ксения Александровна, пиковая дама — княгиня Зинаида Юсупова. Император Николай II изображен королем червей. В 1903 году в зимнем дворце проходил бал-маскарад, все гости должны были явиться на него в исторических костюмах XVII века. Считается, что портреты именитых особ в роскошных нарядах, сохранившиеся в фотогравюрах, и стали основой для изображений на игральных картах.

Искусствовед Ксения Харина, куратор выставки «Царский досуг. Охота в Марьинских угодьях» рассказывает, что эта экспозиция — меценатский проект петербургского предпринимателя Галины Степановой.

Ксения Харина, искусствовед, куратор выставки "Царский досуг. Охота в Марьинских угодьях". Фото: ИА "Республика" / Михаил Никитин

Ксения Харина, искусствовед, куратор выставки «Царский досуг. Охота в Марьинских угодьях». Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин

— Все работы создавались в течение 2019-20 годов молодыми художниками-графиками. Они делали копии, приносили их, и когда у нас набралось 52 карты, мы решили сделать эту выставку. Ее идея — немного рассказать о жизни Александра II, о том времени и о художнике Михае Зичи. Михай Зичи был другом обер-егермейстера двора Павла Ферзена, который часто изображен на этих картах. Граф Ферзен был родственником Строгановых-Голицыных. Свою будущую супругу Ольгу Павловну Строганову он похитил из родительского дома и тайно обвенчался с ней. Считается, что интересная романтическая история стала основой повести «Метель» Пушкина. После двух десятилетий исправной службы Карл Ферзен был отстранен от должности в связи с трагедией, однажды произошедшей на охоте. Граф случайно убил человека, приняв его за медведя, — рассказывает Ксения Харина.

 

«Республика» спросила у куратора выставки, на что нужно обратить внимание, рассматривая императорские карты.

— Каждая карта — это отдельная история, которая случилась в памятный для двора сезон охоты. Карты были сделаны для закрытого круга людей, все игроки прекрасно знали эти истории. Мы смотрим на эти карты как на некий пасьянс из жизни того времени. Нам интересны детали: костюмы, выражения лиц, сами обстоятельства, вызывавшие улыбку у свидетелей того времени. Кроме того, эти карты еще и классно нарисованы. Художники, которые их копировали, проделали очень трудоемкую работу — в акварели, тонком искусстве, создать точную копию довольно сложно, — пояснила Ксения Харина.

Выставка «Царский досуг. Охота в Марьинских угодьях» в Городском выставочном зале на проспекте Ленина будет открыта до конца августа.