Изнанка искусства: как восстанавливают картины

Кто поможет сохранить художественные произведения, созданные сотни лет назад? Ответ на этот вопрос точно знают в реставрационной мастерской Музея ИЗО Карелии. О тонкостях ремесла и капризах картин "Республика" поговорила с реставратором масляной живописи Аленой Поповой.

В помещении мастерской тепло и слегка пахнет краской. Алена Попова, реставратор масляной живописи, работает над картиной Василия Рождественского «Белая ночь (Онежское озеро)». Девушка занимается оборотом полотна и приклеивает кромки. Старые полоски ткани истончились, поэтому нужно сделать новые, чтобы прикрепить картину на подрамник.

Это уже не первый этап реставрации. Сначала полотна осматривают, изучают состав грунта и защитного лака, чтобы подобрать нужный клей и растворитель — материалы не должны конфликтовать. Если на лицевой стороне картины есть осыпи или шелушения краски, то первым делом укрепляют эти места, а также склеивают прорывы. Когда противоаварийные работы выполнены, картину растягивают на рабочем подрамнике. Так убираются складки или ярко выраженный кракелюр — трещины краски или лака.

«После мы заклеиваем лицевую сторону профилактической заклейкой. Это специальная бумага, которой укрепляют красочный слой, чтобы без боязни работать с оборотом. Сзади мы можем просто удалить загрязнения и обновить кромки, а можем и полностью продублировать перегоревший холст, если он грозит порваться. Затем мы натягиваем картину на экспозиционный подрамник, авторский или на новый, в зависимости от сохранности. И уже убираем грязь с передней стороны, утончаем лак, покрываем новым защитным слоем и подводим тонировки», — поясняет Алена.

С картины снимают профилактическую заклейку и восполняют грунт — в большинстве случаев это клей, смешанный с мелом. Художники покрывают им холст перед нанесением краски. Такая техника позволяет красочному слою не проваливаться и сохранять яркость.

С помощью грунта реставраторы воссоздают фактуру, то есть след от движения кисти или мастихина — инструмента для нанесения и размазывания краски. Если фрагмент произведения искусства утрачен до грунта или холоста, то мастер просто тонирует это место. Поблекшие от времени краски не обновляют, так это часть авторской живописи.

«В масляной живописи все стараются тонировать под автора, — говорит Алена. — Если какая-то часть картины полностью утрачена, а у нас нет эскизов и мы не знаем, что там было, то это тонируется в нейтральный тон. Допустим, в каком-нибудь черном углу холст у нас светло-серый. Мы подтонируем это под темный цвет, но не будем рисовать заново, домысливать какие-то элементы. А если есть уверенность, что на картине была изображена условная рука в определенном повороте, и на этюде виден такой же поворот, то реставраторы могут решить восполнить деталь композиции».

Мастера много работают с защитным лаком. Со временем он неизменно темнеет, и его приходится практически постоянно подчищать. Но реставраторы всегда оставляют тонкий слой старого покрытия, чтобы сохранить патину времени и историю художественного памятника. Иногда проводится регенерация лака, если он со временем потускнул или побелел. Для этого на картину ставят коробочку, стенки которой обклеены тканью, пропитанной растворителем. Таким образом он не соприкасается с красками, а пары спирта делают покрытие прозрачным.

Алена Попова. Фото: «Республика» / Оксана Кудряшова

На одно произведение среднего размера уходит примерно месяц. С масштабными полотнами работают сразу несколько реставраторов. В следующем году в Музее ИЗО планируют привести в порядок 30 произведений искусства. Каждый мастер получит 8-10 предметов.

Алена Попова родом из Республики Коми. Девушка окончила Суздальское художественное училище и сразу после завершения учебы в 2017 году приехала работать в Карелию. За это время она привела в порядок немало картин, и все они таили свои сюрпризы. Где-то капризничал холст, где-то плохо сходил лак или наслаивалась множество тонировок. Случались и более приятные открытия открытия. Например, часто реставраторам удается рассмотреть подпись автора. Так произошло с работой голландского живописца Яна Хендрика ван де Лаара. Ее изучили с помощью нового музейного оборудования.

«Картина была темная и непонятная, а ее рама была неаккуратно покрашена масляной коричневой краской, — рассказывает девушка. — После реставрации картина стала очень красивой, многоуровневой и многоплановой. И отчетливо проявились подпись и год. Мы также расчистили раму и увидели, что на резных деталях у нее золото, а в центре она черная. Это прямо чистая работа голландских мастеров. Мы нашли другие его работы и удостоверились, что это точно один художник. Другие его полотна хранятся в Роттердаме, откуда он и был родом».

Также Алена работала над картиной Василия Пармакова «Общественная пристань в Петрозаводске», написанной в 1850-е годы. Власти Карелии приобрели ее у частного коллекционера из Саратова, и теперь она хранится в Музее. Реставрировать эту картину, отмечает мастер, было достаточно просто.

«Художники XVIII-XIX веков в основном не пренебрегали технологическими правилами и хорошо подготавливали основу картин. В начале XX века школы преемственности у художников были отчасти утрачены, а отчасти у творцов не было денег на укрепление своих полотен. Например, они могли использовать не холст, а клеенку, не делали нормальную проклейку, в грунт добавляли масляную краску для полов. С этим намного сложнее работать, чем с чем-то более старым», — поясняет она.

Картина Василия Пармакова «Общественная пристань в Петрозаводске». Фото: «Республика» / Сергей Юдин

Вместе с Аленой в мастерской трудится заведующая сектора реставрации, художник-реставратор темперной живописи Мария Смирнова. Она очищает небольшую икону. Раньше она была покрыта потемневшим лаком и предстала перед реставраторами в коричневом цвете. В нижней части иконы имеются серьезные утраты. Это произошло из-за того, что произведение долгое время стояло на открытом месте. По словам Марии, этой иконой много занимались раньше, перегрунтовывали и перезолачивали ее.

«К нам в музей она попала вот в таком состоянии, — отмечает реставратор. — Я не знала, сколько слоев записи здесь будет. При расчистке сначала появился красный край, потом показался красно-коричневый, потом зеленый на лаке, а теперь мы видим уже и авторскую живопись на полях. Орнамента не было видно, он был закрыт более поздним золотом. Был еще текст сверху, но он повторяет нижнюю запись о том, что это изображение Святого Мины».

Поначалу витиеватые элементы на иконе казались золотыми, но затем выяснилось, что это серебро, покрытое желтым лаком. Такой прием могли использовать, чтобы сделать благородный металл более холодного оттенка. Или же потому, что настоящее золото стоило слишком дорого.

Неизвестно, откуда эта икона и сколько ей лет. В Карелии подобные произведения искусства начали собирать в конце XIX века. Здесь было организовано древлехранилище, куда помещались иконы, которые не использовались в храмах или остались после закрытия старообрядческих скитов и монастырей. Многие их них имеют множество слоев, под которыми скрывается авторское изображение.

Реставрация иконы. Фото: «Республика» / Оксана Кудряшова

«Если художники технологически работали правильно, произведения сохраняются дольше, — добавляет Мария. — Когда начинаются эксперименты, работать становится сложнее, особенно с теми вещами, которые по времени ближе к нам. На более старых произведениях может быть много слоев записи, но они сохраняют то, что внизу. Темпера (водяные краски на основе сухих пигментов со связующей эмульсией из куриного яйца — прим. авт.) практически не выгорает. Когда люди приходят к нам и видят яркие иконы после реставрации, многие задают вопросы: «Это что, оригиналы?», «Это правда XV век, почему он такой яркий?» Поэтому стоит приходить в музей и изучать наши потрясающие коллекции масляной живописи и иконописи».