«Капитан Александров»: в Карелии строят краболовы

Онежский судостроительно-судоремонтный завод спустил на воду первый краболов, построенный под инвестквоты. По заказу Группы компаний «Русский краб» предприятие построит семь таких судов для промысла на Дальнем Востоке.

Фото: Виталий Кобяков

Фото: Виталий Кобяков

Группа компаний «Русский краб» занимается промышленной добычей краба в северо-западной части Тихого океана — в Беринговом, Охотском и Японском морях. Группе принадлежит самый крупный флот среди крабопромысловых компаний страны — 21 судно. К 2024 году флот ГК «Русский краб» обновят 10 новейших краболовов. Семь из них строит Онежский ССЗ.

27 января в Петрозаводске на Онежском судостроительно-судоремонтном заводе впервые на воду спустили промысловое судно. Им стал краболов «Капитан Александров» — головное судно проектной серии 5712LS.

Отметить это событие в столицу Карелии с Дальнего Востока приехали представители заказчика, в торжественной церемонии спуска приняли участие секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев, заместитель министра финансов РФ Ирина Окладникова, ставшая «крестной матерью» судна, глава Республики Карелия Артур Парфенчиков и другие представители региональных и федеральных властей.

Фото: Лилия Кончакова

Фото: Лилия Кончакова

Такое внимание к событию вполне понятно: это один из первых краболовов не только в стране, но и в мире. С самого начала промышленной добычи ракообразных — в 20-х годах прошлого века и до настоящего времени — лов вели на переоборудованных судах «с пробегом». Сам капитан Александров, именем которого назван головной краболов, в 1928 году принял управление первым крабоконсервным заводом АКО «Камчатка», который был переоборудован из американского сухогруза «Чейз». Сегодня в России добычей краба занимаются около 150 судов, большая их часть — бывшие японские, тайваньские и советские суда различного назначения.

«Ранее нигде в мире специализированных судов для ловли крабов не строили. В основном использовались приспособленные, переоборудованные суда — тунцеловы, трубовозы и другие. Это определенным образом отражало отношение к крабовому промыслу как к временному. Появление новых судов в рамках программы инвестквот символизирует переход от эпохи «лихолетия» к новым, ответственным правилам использования ценного биоресурса», — сказал на церемонии спуска на воду председатель Совета директоров ГК «Русский краб» Глеб Франк.

Серию из семи краболовов составят суда проекта 5712LS. Длина судна составляет 57 м и ширину около 12 м, что позволит разместить на борту от 24 до 32 членов экипажа.

Ключевые преимущества новых судов:

• Увеличенная мощность по добыче и хранению живой продукции.
• Современные двигатели с низким расходом топлива и малой токсичностью выхлопных газов.
• Оборудование судна резервной системой электродвижения, гарантирующей сохранение хода судна в море.
• Использование современных материалов с высоким заложенным ресурсом.
• Наличие просторного жилого блока и условия проживания и работы на борту в соответствии с передовыми мировыми стандартами.

По словам Глеба Франка, производство серии российских специализированных краболовов было бы невозможно без решения президента страны, который в 2017 году поручил внедрить в отраслевое законодательство так называемый «инвестиционный принцип».

В Федеральном законе «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» прописан порядок выделения квот на инвестиционные цели. Их могут приобрести предприятия, которым принадлежат суда рыбопромыслового флота, построенные на российских верфях, или предприятия по производству или переработке рыбы или других водных биоресурсов, созданных на территории России.

Таким образом, именно благодаря внедрению инвестквот сегодня в России развернуто масштабное строительство рыбопромысловых судов. По разным оценкам, общая сумма заказов достигает 250 миллиардов рублей.

«Первый этап инвестиционного строительства позволит обновить только половину рыбопромыслового флота. Некоторые рыбаки ратуют за строительство береговой инфраструктуры, в том числе холодильников. Но холодильниками краба не поймаешь! Работу по обновлению флота необходимо продолжать», — считает Глеб Франк.

В строительстве краболова, проект которого уже называют уникальным, принимают участие эксперты заказчика — в том числе капитан действующего флота ГК «Русский краб» Александр Сметанин. На период строительства судна он оставил работу в море, приехал на верфь в Петрозаводск.

Его многолетний опыт судовождения, промысла и модернизации судов под вылов краба используется в принятии технических решений по проекту. По завершении строительства Александр Сметанин станет капитаном головного краболова.

«Мечта рыбаков сбывается. Наконец они получат суда, специально спроектированные под добычу краба. Мы долго этого ждали. Наш новый краболов усовершенствован в плане добычи, обеспечен технологиями для сохранности ценного улова, — отметил в беседе с «Республикой» капитан Сметанин. — Краба мало поймать, нужно еще довезти до покупателя. Нужны определенные температуры, своевременная замена воды, насыщение ее кислородом, очистка. Все это предусмотрено в этом проекте. Созданы отличные условия для экипажа: безопасность на невиданном до сих пор уровне, комфортные современные каюты, мебель, на борту судна будет сауна».

Запущенная государством программа инвестиционных квот на промысел водных биоресурсов работает на перспективу сразу в нескольких направлениях: решает проблему обновления промыслового флота, средний возраст которого на сегодня превышает 30 лет, создает загрузку отечественным верфям, стимулирует развитие науки, приборостроения, ускоряет импортозамещение в производстве судового оборудования. По некоторым оценкам, каждое новое рабочее место в судостроении создает до 5 рабочих мест в смежных отраслях производства.

Известно, что по проекту 5712 в России сейчас строят около 20 краболовов, 10 из них — для ГК «Русский краб». Обсуждается второй этап «крабовых аукционов», поэтому у Онежского судостроительного завода есть хорошая перспектива получить новые заказы для промыслового флота компании. Конечно, в случае сдачи всей серии в оговоренные договором сроки, бюджет и в нужном качестве.