Лучше, чем до нас

«Проект «Украина» подлежит закрытию в ближайшие возможные сроки. Если понадобится, даже силовым путем. В этом случае жертв будет несравнимо меньше, чем от продолжения проекта. Во множестве голливудских фильмов довольно подробно показано, каковы последствия излишней жалости к зомби».

Анатолия Вассермана считают самым умным россиянином, хотя у него украинский паспорт. Одесская прописка нисколько не мешает Вассерману быть известным российским журналистом, публицистом, телеведущим, инженером, блогером, пятнадцатикратным победителем «Своей игры» и даже богом Онотоле «в этих ваших интернетах». Накануне он  приехал в Петрозаводск, чтобы прочитать лекцию о современном положении дел в мире и поговорить с жителями Карелии обо всем — от политики до смысла жизни.

О правде

— Правда есть и, я надеюсь, будет есть довольно сытно. Ответ найден много веков назад. Я уже не помню, кто именно назвал критерий истины, но это философское положение до сих пор остается верным. Если у вас сложилось некое представление о мире, вы действуете на основе этого представления. Если результаты ваших действий соответствуют вашим прогнозам,  значит, ваша теория верна. Если ваши предположения расходятся с прогнозом, значит, надо что-то менять в теории.

Например, мне пришлось 10 лет назад пересмотреть ту часть картины мира, которая относилась к общественным наукам: экономике, политике, истории. Накопилась критическая масса фактов, которая не соответствовала картине мира. Считать их всех ошибочным было невозможно. У меня начали случаться неверные прогнозы, и  я пришел к выводу, что руководствуюсь неверной теорией. (Анатолий Вассерман был ярым поборником капитализма, теперь стоит на позициях социализма – прим. ред.)

О Годе литературы

— Чтобы обрисовать картину мира, я всегда советую прочитать четыре книги: Фридрих Энгельс «Антидюринг», Станислав Лем «Сумма технологии», Ричард Докинс «Слепой часовщик» и  Дэвид Дойч «Структура реальности». Мне нравятся очень многие художественные книги, но я не берусь их никому советовать, поскольку мои художественные вкусы довольно специфические. Я с огромным удовольствием и интересом прочел все книги Лоис Буджолд (американская писатель-фантаст, автор книг о Майлзе Форкосигане — прим. авт.). Книги эти  нравятся далеко не всем. Так что не берусь ничего никому рекомендовать.

Вассерман в Петрозаводске

Анатолий Вассерман в Петрозаводске. Фото: Виталий Голубев

О социализме

— Я готовлюсь к предстоящему новому социализму. По моим расчетам, технические предпосылки для него накопятся примерно к 2022 году. Уже к 2020 году суммарная мощность мировых компьютеров станет достаточной для того, чтобы рассчитывать оптимальный план мирового производства менее чем за сутки. Большей скорости в хозяйстве и не требуется. Мы сможем моментально реагировать на любые неожиданности вроде землетрясения. Точный план обеспечит конечный результат гораздо эффективнее, чем рыночная экономика.

Я 12 лет разрабатывал различные автоматизированные системы управления технологическими процессами. Уже сейчас есть технические возможности для автоматизации работы настолько, чтобы вмешательство людей в процесс было минимальным. Есть средства для исключения злоупотребления служебным положением, которое мы объединяем термином «коррупция». Большая часть задач при переходе к социализму поддается техническим решениям.

В падение эффективности капиталов мы упремся в любом случае независимо от способов производства. При капитализме эта эффективность капитала падает теми же темпами. Бороться с этим можно только внедрением новых методов производства, новых изобретений. Социализм в этом плане удобнее капитализма.

Спор Вассермана и петрозаводчанки из зала о социализме:

П: — Капитализм у нас во всем мире. Ничего, что у нас кто-то живет в каменном веке, а кто-то уже в 23-м? Принцип социализма: от каждого по способностям, каждому по труду. Это исполняется? Вы совершенно исключаете человеческий фактор: жадность, глупость. Чтобы дойти до социализма к 2020 году, нужно менять общество. Компьютеры тут не помогут.

В: — Опыт предыдущей версии социализма показал, что вывести из каменного века целые народы можно за считанные годы.

П: — И потом они возвращаются в феодализм, как только система приказов уходит. Не так?

В: — А зачем нам отключать систему, которая ведет людей вверх?

П:- Система управления. Хорошо. В Швеции почти идеальный социализм: чем больше зарабатываешь, тем больше налоги. Социальная сфера фактически управляет человеком полностью. Еще до рождения человек попадает под эту социальную систему. Шага в сторону сделать не может до смерти. Он всю жизнь под надзором.

В: — Должен сказать, что я считаю шведскую систему очень далекой от социализма. Прежде всего, потому что производство там капиталистическое. Работать по-капиталистически, распределять по-социалистически — это, конечно, очень красиво. Особенно когда это звучит из уст Юрия Лужкова. Но это далеко не так красиво, когда воспроизводится в реальности. Шведский социализм не имеет ничего общего с настоящим социализмом. Там нет возможности свободного саморазвития личности. Тот социализм, о котором говорю я, будет социализмом саморазвития. Но если окажется, что нужно повременить с переходом к социализму до создания способов воспитания и материальных предпосылок, значит, придется отложить переход. Но шведский социализм нам точно не грозит.

Анатолий Вассерман в Петрозаводске

Анатолий Вассерман в Петрозаводске. Фото: Виталий Голубев

Об Украине

— Проект «Украина» подлежит закрытию в ближайшие возможные сроки. Если понадобится, даже силовым путем. В этом случае жертв будет несравнимо меньше, чем от продолжения проекта. Во множестве голливудских фильмов довольно подробно показано, каковы последствия излишней жалости к зомби.

Украинцы — это такие же русские, как белорусы или новосибирцы. Удерживать часть русского народа отдельно от остальных русских можно разными путями. Один, например, обрисовал Александр Лукашенко, который когда-то сказал: «Белорусы — это те же русские, но со знаком качества». Имея в виду, что хочет создать для белорусов другую систему управления,  лучшую чем в России. И ему это удалось.

Украина же пошла по другому пути, который можно обрисовать двумя высказываниями. Одно принадлежит гетману Петру Дорошенко: «Если присоединить Украину к единородной, единоязычной и единоверной России, то очень скоро она сольется с нею полностью и не будет нуждаться в отдельных правителях. Если же Украину присоединить к инородной, иноязычной, иноверной Турции, то всегда останется она отдельно и будут ей нужны отдельный гетман и отдельные старшины». Этой политики придерживались и все последующие правители Украины. Они готовы укладывать эту страну под кого, угодно лишь бы подальше от России.

Есть еще и внешний мотив, который красиво изложил в 1864 году польский историк и политик Валериан Калинка: «Очень жаль, что русские на тех землях, которыми несколько веков владела Польша, так и не стали поляками, но надо добиться, чтобы они хотя бы перестали быть русскими». Даже несмотря на то, что пять шестых населения Украины — русские, среди них есть множество людей, которые на полном серьезе считают себя забывшими язык потомками великого древнего племени укров.

Конечно, есть еще США, которые стараются подчинить себе Европейский союз, а для этого его необходимо «оторвать» от Евразийского материка и России любыми методами.

О переписи истории и о войне

— США надорвутся по другим причинам задолго до того, как им удастся каким-то образом «переписать» историю Второй мировой войны. Есть формула в Интернете, которая популярна уже лет восемь: «Они хотят пересмотреть итоги войны? Мы можем перепоказать».

До открытого столкновения между нами и американцами дело не дойдет просто потому, что мы можем построить пролив имени Сталина между Канадой и Мексикой. Но воевать чужими руками англосаксы всегда умели.

Анатолий Вассерман в Петрозаводске

Анатолий Вассерман в Петрозаводске. Фото: Виталий Голубев

Об образовании

— Система образования в России недореформирована до конца и поддается восстановлению. Наша картина мира — это следствие нескольких закономерностей. Те, кто знает эти закономерности, знают о мире очень много. Те, кто может выводить из них следствие, вообще знают все, что можно знать. Когда у человека целостная картина мира, его трудно заставить покупать «минеральную воду без холестерина» или такое же подсолнечное масло. Или голосовать за партию, чей вождь пообещал «каждой бабе по мужику, каждому мужику по бутылке». Политика мира давит на образование с задачей разрушить целостную картину мира.

Сейчас бакалавр в болонской системе должен в идеале представлять собой дрессированную обезьяну, обученную нажимать ту или иную кнопку на приборной панели, отвечающую за ту или иную лампочку. При этом он понятия не имеет, каким образом связаны эти кнопки, понятия не имеет, какие физические процессы происходят в той системе, которой он управляет. Поэтому при любом изменении системы должен идти на курсы переподготовки.

Магистр в рамках той же системы узнает закономерности, но за это время напрочь забывает навыки, полученные в бакалавриате. Потому что навык, не подкрепленный знанием, изначально улетучивается с башенной скоростью.

Кроме того, в рамках либеральной религии (веры в благотворность неограниченной свободы личности без оглядки на общество) образование и здравоохранение считаются частями сферы услуг. То есть ума и здоровья достоин только тот, кто может за них заплатить или найти тех, кто за него заплатит. Это совершенно чудовищная растрата ресурсов общества.

О перспективах

— Если бы я знал, в какую сферу жизни сейчас перспективно инвестировать, я бы это сделал. Самый беспроигрышный вариант — инвестиции в себя. Думаю, информационные технологии останутся востребованы еще не одно поколение. В том числе программирование, которому я посвятил около 23 лет своей жизни. Насчет других профессий не берусь гадать.

О том, чего Вассерман не знает

— Вопросов, на которые я не знаю ответа, было в моей жизни много. Честно говоря, я их не запоминаю. Я вообще плохо запоминаю сами вопросы. Областей знаний, в которых я ничего не понимаю, очень много. Прежде всего это спорт и искусство. Например, еще в детстве мне объяснили некоторые основы архитектуры. Интерес к ней есть, но я не могу, например, понять, почему архитектор выбирает тот ли иной вариант решения.

О смысле жизни

— Я дал ответ на вопрос: «В чем смысл жизни?» своему хорошему знакомому Льву Вершинину лет 25 назад. Тогда он по бытовым причинам впал в изрядную депрессию и по ходу ее спросил у меня, в чем смысл жизни. На что я ответил: смысл любого процесса в его результате. Результат каждой отдельной жизни, к сожалению, известен. Поэтому надо искать смысл жизни в ее бесконечном процессе. То есть для каждого из нас смысл жизни в том, чтобы после нас она была лучше, чем до нас. Надо сказать, что моего знакомого это рассуждение вывело из депрессии.