Из мухи в слона

«В Петрозаводске рынок труда для карельских программистов во многом создает IT-парк госуниверситета. Чтобы сделать хорошую карьеру в сфере программирования, нужно искренне любить свое дело. В этом случае студент непременно будет искать точку приложения своих сил, писать программы для себя. С матфака таких людей с желанием выходит где-то семь-восемь при выпуске 80 человек в год».

Программист и преподаватель ПетрГУ Николай Горинов рассказал «Республике» о своем опыте общения с умными машинами и людьми, а также о том, как стать успешным на современном российском IT-рынке.

В начале был Basic

Первую программу я написал на языке Basic примерно в 6-м классе: она должна была вычислять площадь прямоугольной комнаты. Сразу стало понятно, что мне это интересно. В 9-м классе у меня появился первый компьютер, и начались эксперименты с программированием, а в конце учебного года я познакомился с профессором ПетрГУ В.А. Кузнецовым, после чего стал заниматься спортивным программированием.

Я сходил на парочку соревнований, не решил там ни одной задачи, подумал: «Как это так? Надо что-то менять». Подбил двух одноклассников собрать команду, чтобы вместе научиться решать олимпиадные задачки. Так втроем мы начали тренироваться. Один из этих ребят впоследствии поступил вместе со мной на матфак, второй – на физтех. Сейчас это мои очень близкие друзья. Оба – профессиональные программисты высокого уровня.

«Работа искала меня»

Первая работа, косвенно связанная с программированием, появилась у меня еще в 11 классе. Я вел рубрику в газете: давал задания из серии «Как сделать из мухи слона». Человек должен был составить цепочку слов, меняя каждый раз одну букву в слове. Естественно, для себя я написал программу, чтобы знать все возможные правильные ответы.

Во время учебы в университете я стал работать непосредственно программистом – меня пригласили в компанию местного интернет-провайдера. Так что и после пятого курса я не искал работу, это она искала меня.

В крупные IT-компании я не стремился. Это подразумевает переезд в столичные города. Для меня это почти невозможно из-за нежелания жить в мегаполисе. А работать удаленно я не люблю, хотя был у меня и такой период в карьере. Но тогда я просил начальника поторопиться с открытием офиса в Петрозаводске. Мне важно, чтобы люди, которые работают со мной над теми же самыми или смежными проектами, находились рядом, чтобы идеи могли обсуждаться неформально, чтобы была возможность сказать: «Посмотри, пожалуйста, ко мне в экран – я туплю».

Один из ста

Сейчас я руковожу командой программистов в петрозаводском филиале финской компании, которая занимается разработкой программного обеспечения. До того, как стать руководителем, я 9 лет проработал рядовым сотрудником. А теперь мне запрещают писать программы самому, потому что нужно концентрироваться на управлении. Не так давно я услышал фразу от человека, который вырос из программиста в руководителя высокого уровня: «Когда я пишу в команде из 100 человек, то я всего лишь 101-й; когда я руковожу этой командой, то вношу гораздо больший вклад».

Главная задача руководителя – собрать сильную команду. Поэтому я в постоянном поиске высококвалифицированных программистов, хотя с удовольствием беру в коллектив и молодых сотрудников. При этом всегда помню о необходимости соблюдать баланс между опытными и начинающими. Вчерашним студентам на старте я, как правило, предлагаю 15 000 рублей в месяц. Но эта сумма быстро растет. Например, у молодого программиста, начавшего работать в июле прошлого года, зарплата пересматривалась уже дважды.

Чтобы сделать хорошую карьеру в сфере программирования, нужно искренне любить свое дело. В этом случае студент непременно будет искать точку приложения своих сил, писать программы для себя. Так он наработает хотя бы минимальный опыт. С матфака таких людей с желанием выходит где-то семь-восемь при выпуске 80 человек в год.

В Петрозаводске рынок труда для карельских программистов во многом создает IT-парк госуниверситета. IT-парку нужны квалифицированные кадры, абитуриенты видят это, и увеличивается их мотивация учиться.

Я сам работал в IT-парке в подразделении, которое создает свои продукты. Я ездил внедрял их по всей России: побывал на шести предприятиях в нашей стране и предприятии в Киеве, которые производят гофрокартон. Так что могу сказать уверенно, работы наших айтишников воплощаются в жизнь.

Николай Горинов

Николай Горинов. Фото: Сергей Юдин

О мифах, мечтах и спорте

Неправильно говорить, что программисты замкнутые. Скорее, многие из них интроверты. Интроверты лучше расположены к тому, чтобы во время работы держать в голове огромное количество объектов одновременно, полностью погружаться в задачу. Можно перестать реагировать на внешние, отвлекающие факторы. Окружающими такой человек воспринимается как летающий в облаках.

Кроме компьютера меня, естественно, интересует ряд других вещей. Одна из них — виндсерфинг. Я беру доску и выхожу на воду, как только позволяет работа и начинает дуть подходящий ветер. Впервые сделал это лет 7 назад: оказался на пляже в компании людей, у которых была надувная доска с трехметровым парусом. Тогда мне удалось устоять и проехать метров 30. Я увлёкся виндсерфингом, а серьёзно им занялся с позапрошлого года. С тех пор я не продал ни одной доски. Сейчас, помимо самой первой, у меня их три.

Планы на будущее? Конечно, есть, но я не хочу о них говорить. Мечты, если их озвучивать, имеют свойство не сбываться.

Записала Ася Кошелева