Систему моделирования транспортных потоков Петрозаводска разрабатывают ученые

В результате должна появиться математическая модель транспортной системы города, которая позволит анализировать конкуренцию транспортных компаний и оценивать интенсивность потоков частного и пассажирского транспорта.

Математики Карельского научного центра РАН приступили к созданию программной системы, позволяющей моделировать транспортную ситуацию в городе в режиме реального времени.

«С практической точки зрения, она поможет управлять конкретными транспортными потоками, чтобы улучшить ситуацию на дорогах, с научной — поставит перед учеными новые задачи в области теории игр», — говорится в пресс-релизе КарНЦ РАН.

Над проектом работает группа ученых под руководством директора Института прикладных математических исследований Владимира Мазалова.

Результатом этой работы станет математическая модель транспортной системы города, которая позволит анализировать конкурентное поведение транспортных компаний и оценивать интенсивность потоков частного и пассажирского транспорта. В частности, математики планируют оптимизировать транспортную сеть в одном из районов столицы Карелии.

На первом этапе ученые создали транспортную модель, в которую вошли 730 перекрестков и около 1,5 тысячи дорог. На следующем этапе математикам предстоит узнать, сколько людей выезжают из одного района города и приезжают в другой и какой маршрут выбирают для этого. Для этого сотрудники КарНЦ РАН проведут социологические опросы. Также в работе будут учитывать информацию с камер наблюдения, открытые данные о количестве жильцов домов, числе предприятий и их работников и многое другое.

«Созданная система о текущей ситуации позволит разыгрывать разные сценарии. Как распределятся потоки и где возникнут пробки, если перекрыть тот или иной участок? Улучшит ли ситуацию строительство новой дороги? А может, оно приведет к возникновению парадокса Браеса, когда добавление дополнительных мощностей в сеть не помогает, а напротив, снижает общую производительность? Таким примером может служить Гоголевский мост. Математическое моделирование сценариев поможет при принятии важных управленческих решений», — говорится в пресс-релизе.

Сейчас в Петрозаводске ведется масштабная работа над транспортной реформой. Сотрудники ИПМИ КарНЦ РАН входят в рабочую группу при администрации города по этому вопросу.

Проект карельских математиков поддержан Российским научным фондом в рамках регионального конкурса. Завершить работу планируется в 2024 году.