Долгая дорога в Рускеалу

820 метров новой дороги к горному парку «Рускеала» нелегко дались карельским властям: проблемы с госзакупками, нерадивый подрядчик. Но дорогу построили. Она стала первым проектом, который завершили в Карелии в рамках федеральной программы по развитию внутреннего и въездного туризма.

В Карелии построили новую дорогу к самому популярному у туристов объекту — горному парку «Рускеала». Длина трассы — 820 метров, она относится к четвертой категории, снабжена освещением и пешеходным тротуаром с ограждениями. Стоимость строительства составила порядка 44 миллионов рублей.

Дорогу торжественно открыли 23 ноября. По словам гендиректора ООО «Колмас Карелии» — владельца горного парка, эта дорога позволит изменить и расширить всю инфраструктуру объекта.

— Если на прошлой площадке мы максимально принимали 350 машин, здесь будет площадка на три тысячи машино-мест. Там мы построим новый приемный комплекс — визит-центр. Будет новое место для питания, будет спортивный центр активного отдыха развиваться и научно-познавательный туризм для молодежи, — сказал Александр Артемьев.

В 2016 году парк «Рускеала» принял 315 тысяч человек. По расчетам специалистов, новая трасса позволит увеличить туристический поток на 120 тысяч человек в год.

До сих пор автобусы и автомобили с туристами проезжали в горный парк по территории поселка Рускеала. Этот поток стимулировал появление в окрестностях кафе, гостевых домов, турбаз и кемпингов, но многим местным жителям мешали шум и пыль от проезжавших мимо машин. Новая дорога решает и эту проблему.

Проект стал частью федеральной программы по развитию внутреннего и въездного туризма (ФЦП). Программа основана на принципах государственно-частного партнерства, когда бизнес вместе с региональными и федеральными властями вкладываются в развитие инфраструктуры. В рамках ФЦП в пяти южных районах Карелии создают туристический кластер «Южная Карелия». В 2016 году в его развитие вложили 435 миллионов рублей внебюджетных инвестиций.

В 2017 году Ростуризм выделил 130 миллионов рублей. Софинансирование из республиканского бюджета составило 30,5 миллиона рублей. Эти деньги предназначены для строительства дорог к Рускеале и водопаду Белые мосты в Питкярантском районе, а также для проведения дноуглубительных работ в Ладожском озере у туркомплекса «Ладожская усадьба».

Дорога в Рускеалу

Александр Артемьев и Артур Парфенчиков. Фото: «Республика» / Николай Смирнов

Выступая на открытии трассы, глава Карелии поблагодарил за сотрудничество владельца горного парка и компанию, строившую дорогу.

— За короткий срок, с отличным качеством дорога сделана. Вы нас не подвели, успели в срок. Это очень важно для нашего авторитета, для получения следующих федеральных денег, для разработки следующих проектов. А планы на ближайшие годы у нас очень серьезные, — отметил Артур Парфенчиков.

Он добавил, что для республики это крайне важное событие.

— Каждый проект у нас непросто рождается и двигается непросто. В силу в первую очередь объективных причин: где-то почвы, где-то скалы. Здесь были вопросы и по срокам подготовки проекта, начала работ,  — сказал руководитель региона.

Действительно, дорога к горному парку далась руководству республики непросто. Проект начали осуществлять в 2016 году. В июле Минкульт Карелии и Ростуризм подписали соответствующее соглашение о строительстве асфальтовой дороги к горному парку «Рускеала». Федеральный центр пообещал денег. Минкульт сформировал план-график по освоению субсидии и организовал конкурс по определению подрядчика.

Первым в планы вмешалось УФАС. В октябре 2016 года антимонопольщики нашли в документах гозакупки многочисленные нарушения Федерального закона «О контрактной системе» и потребовали аукцион отменить. Управлению автомобильных дорог Карелии, которое выступало в закупке заказчиком, пришлось следовать предписаниям и начинать все заново.

В итоге аукцион провели, подрядчика определили, но из-за несостыковок в работе с карельским казначейством планы пришлось менять вновь. Поступление денег из федерального бюджета, которое было запланировано на март, перенесли на июнь 2017 года. В связи с этим в конце апреля Ростуризм назвал Карелию в числе регионов, из-за которых происходит отставание в освоении средств федеральной программы.

Однако стройка не началась и после того, как определились с финансированием. На этот раз подвел подрядчик. Выигравшая госконтракт группа компаний «Строительные технологии комфорта» из Санкт-Петербурга так и не начала работать. В мае договор с нерадивым подрядчиком расторгли. Пришлось вновь организовать конкурс. На этот раз выбрали карельскую строительную компанию ООО «ПСК-Строитель». Договор с ней заключили в середине августа, и только тогда был дан старт работам.

Дорога в Рускеалу

Гендиректор компании «ПСК-Строитель» Николай Жилкин. Фото: «Республика» / Николай Смирнов

— Когда мы начали работы, уже был не сезон. Если бы начали раньше, было бы еще лучше. Но надо было сделать — и сделали. Технологии позволяют, можно и зимой асфальт укладывать, — сказал гендиректор компании-подрядчика Николай Жилкин. Он также отметил, что были сложности и с проектом, и с геологией. Дорога пролегла на месте старой, которая вела к мраморному карьеру, когда его еще использовали по прямому назначению. И пролегала она по болоту. Поэтому в некоторых местах грунт обваливался, приходилось дорогу досыпать.

Несмотря на сложности, подрядчик с задачей справился за два месяца. К концу октября дорогу достроили. Теперь «ПСК-Строитель» будет обслуживать ее по гарантии пять лет.

На очереди — еще одна дорога, к водопаду Белые мосты, где работает питкярантская компания  «Строй-Ком».

 

Хорошие карельские книги. Почти даром