Книжка успеваемости

В финских народных школах, которых в оккупированной Карелии было более ста, действовала 10-балльная система оценок. С 7 лет детей воспитывали на национальных традициях, насаждали идею Великой Финляндии. В новом выпуске проекта «Выставка Победы» – книжка успеваемости одного из учеников.

Финские оккупанты в 1941 году начали создавать в Карелии народные школы. Всеобщее обязательное образование на оккупированной территории в первую очередь коснулось детей в возрасте от 7 лет. В школах насаждалось национальное воспитание, активно велась пропаганда идеи Великой Финляндии. Особое внимание уделялось мировоззренческим предметам: истории, географии, финскому языку и религии.

К слову, в качестве учебника по истории и географии использовалась «Книга о Великой Финляндии», которую подготовил советник Министерства образования Финляндии Каарло Мерикоски. Позже – в 1942 году – специально для народных школ в оккупированной Карелии появился учебник «Моя страна – Великая Финляндия».

В Национальном музее Карелии хранится книжка успеваемости одного из учеников такой школы – Павла Кузьмина 1929 года рождения.

 

Рассказывает хранитель фонда «Письменные источники» Национального музея Карелии Диана Проц:

«Табель успеваемости Павла Кузьмина представляет собой брошюру, бланк которой отпечатан в 1941 году в типографии города Хельсинки. На форзаце на финском языке набран текст с выдержкой из правил об обязательном начальном образовании в Финляндии. Отмечается, что правила вступили в силу 1 августа 1921 года. В параграфе № 3 правил указано: «Обучение начинается в осенний период при исполнении ребенку 7 лет, а заканчивается в весенний период при исполнении 13 лет». Когда возникают паузы в процессе учебы, то обучение продлевается до 14 лет. Если же обучение прерывается, ученик обязан продолжить учебу в течение двух лет.

Хранитель фонда "Письменные источники" Нацмузея Карелии Диана Проц. Фото: "Республика"/Леонид Николаев

Хранитель фонда «Письменные источники» Нацмузея Карелии Диана Проц. Фото: «Республика» / Леонид Николаев

На второй странице табеля указано имя ученика школы Paavo Kusmin, место и дата его рождения — 7 ноября 1929 года в деревне Горное Шелтозеро. Написано также, что обучение Павел Кузьмин начал с третьего класса в ноябре 1941 года.

На 13-й странице отмечается, что ученик в 1942-1943 учебном году был переведен в четвертый класс. Далее в табеле успеваемости стоят отметки о прохождении им в 1942-1943 годах школьного курса за 5 класс и его переводе в 6 класс. Табель успеваемости заверен подписью школьного учителя Тойво Тарвайнена.

Хочется отметить, что оценки выставлены с учетом принятой в Финляндии 10-балльной системы: «хорошо» – это 9-10 баллов, «удовлетворительно» – 8 и 7 баллов, «посредственно» – 6 или 5 баллов, и наконец «слабо» – от 4 до 1 балла. («Удовлетворительно» Павел Кузьмин получил по черчению, религии, физкультуре и пению, «посредственно» — по чтению и письму на финском, истории, краеведению, географии и математике — прим.ред.)

Книжка успеваемости ученика финской народной школы Павла Кузьмина 1929 года рождения. 3 класс. Фото: Нацмузей Карелии

Книжка успеваемости ученика финской народной школы Павла Кузьмина 1929 года рождения. 3-й класс. Фото: Нацмузей Карелии

С конца октября 1941 года всеобщее обязательное образование на оккупированной территории в первую очередь коснулось детей в возрасте 7-15 лет этнически близких финнам народов. Нужно помнить, что на оккупированной в годы Великой Отечественной войны восточной Карелии финны активно использовали этнический принцип в сфере образования.

Финно-угорское население республики, к которому относились родственные финнам народы (карелы, ингерманландцы, вепсы, эстонцы, мордва) имело привилегированное положение. А вот представители «ненационального» населения – русские, украинцы, белорусы и другие народы – в годы войны притеснялись особенно жестоко.

5 января 1942 года было обнародовано постановление об основах народной школы в восточной Карелии. Языком обучения признавался только финский язык. Это существенно затрудняло школьный процесс, ведь подавляющая часть учащихся была русскоязычной, а русским языком учителя почти не владели. Это привело к тому, что русские дети оказались вне учебы.

 

Первую русскую школу финны открыли в конце 1943 года. Через полгода в Петрозаводске существовало 15 школ для русских детей, семь из которых находились в лагерях. В этих учебных заведениях работали 87 учителей, а обучались 3 000 учеников.

К 1944 году количество школ выросло до 112. При этом в них работал 331 преподаватель, а обучались почти 8 400 учеников.

Любопытно, что для учителей, которые с 1941 по 1944 год отправлялись из Финляндии в оккупированную Карелию на работу, в Хельсинкском университете были организованы специальные подготовительные курсы. Считается, что школьные учителя, как правило, являлись членами националистических обществ «Шюцкор» и «Лотта-Свиярд».

Стоит также отметить, что повышению популярности народных школ среди местного финно-угорского населения способствовало то, что при них стали открываться столовые, где учеников кормили бесплатно. Одна из школ была в здании педагогического училища».

Помощь в переводе музейных документов с финского языка на русский оказал Сергей Коробов (Сергей Контти).


Проект реализуется при поддержке фонда «Эстафета поколений» совместно с Национальным музеем Республики Карелия.

Проект «Выставка Победы» посвящен 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, которое наша страна отметит в 2020 году. При поддержке республиканских музеев и фонда «Эстафета поколений» журналисты в течение года будут рассказывать о войне с помощью музейных экспонатов. Фотография или солдатская ложка, шинель или погон — у каждого предмета есть своя история, через которую можно понять, чем была война для обычных людей.