https://eb.utuoy/WGSAqJAAOks
В Доме Кантеле есть своя мастерская, в ней работает Александр Фролов. Лет 15 назад он начинал с подработки по совместительству, а потом стал бессменным и единственным изготовителем инструментов для знаменитого карельского ансамбля «Кантеле».
Первый инструмент Александр сделал четверть века назад. Он тогда работал инженером на «Петрозаводскмаше», а его жена была музыкантом. Она-то и попросила сделать для нее кантеле. Столярничать мастер умел с детства, так что решил – почему бы не попробовать?
— Это было интересно – чисто для себя, для души. Первый инструмент я делал у себя на кухне, буквально на коленке. И когда он получился, и я услышал его звук – это было ощущение праздника.
Потихоньку изготовление инструментов превратилось в профессию. Нюансы и тонкости пришлось осваивать самому, по книжкам. Александр вообще-то может смастерить и йоухикко, и талхарпу, и гудки, и бубны – все, что можно встретить в народном оркестре. Но основной инструмент – кантеле, диатоническое и хроматическое.
Справка «Республики»:
Диатоническое кантеле – самая первая разновидность инструмента с количеством струн от пяти до пятнадцати, на нем можно воспроизводить только диатонический звукоряд. Подходит для исполнения разных народных наигрышей.
Хроматическое кантеле – поздний вариант с большим количеством струн, который создал в 20 веке основатель ансамбля «Кантеле» Виктор Гудков. На таком инструменте можно играть не только народную, но и академическую музыку.
Кантеле – карельский инструмент, поэтому и древесину для его изготовления берут карельскую: ель, сосну, ольху. У Александра излюбленный материал – еловая доска: она не такая дорогая, как ольха, которую у нас никто не заготавливает, и по акустическим свойствам это дерево самое хорошее.
— Итальянскую горную ель, например, считают лучшей для скрипок. У нас в России лучшая ель – архангельская, карельская ей чуть уступает. Но для кантеле это не так важно. Я материал для инструментов не заказываю: есть добрые люди-меценаты, которые из любви к ансамблю мне эту древесину просто дарят.
Качество дареной ели, правда, бывает разным: попадаются и сучки, и неровности – приходится повозиться, выбирая куски получше. Но резонансная дощечка (готовый к использованию пиломатериал, с которым работают изготовители музыкальных инструментов) обходится слишком дорого.
Первые кантеле выдалбливались из цельного куска дерева, дека крепилась к корпусу берестяным лыком или гвоздями. Сейчас инструмент делается из большего количества частей, диатонический – попроще в изготовлении, хроматический – посложнее.
— Говорят, у долбленых кантеле звук лучше, но мне кажется, это очень спорно.
Работа начинается с листа бумаги: мастер рисует планировку со всеми размерами, нужным расположением струн. Потом из фанеры делаются лекала для деталей: дна, стенок, деки. Впрочем, новые лекала Александр теперь делает не так часто, в основном для каких-то необычных штучных инструментов. Для остальных использует старые, проверенные временем — кантеле получаются с одним и тем же характерным «почерком».
Детали в основном делаются на станках, хотя кое-какие элементы мастер вырезает вручную. Часть оборудования ансамбль купил на собственные деньги, остальное – на президентский грант. Один станок остался с советских времен – единственный, который Александр ни разу не ремонтировал.
Заготовки склеиваются, шлифуются и покрываются восковой мастикой/лаком/маслом. Это уже по желанию заказчика: вид покрытия влияет на тембр. А вообще то, как будет в итоге звучать инструмент, зависит от конструктивных особенностей.
Александр показывает три полуготовых десятиструнных кантеле: у двух из них подлиннее дека и, соответственно, струны – они будут звучать в тональности «ре», у третьего покороче – это тональность «соль». Но для рук музыканта они будут ощущаться одинаково.
— Чтобы строй встал, надо недели две: кантеле должно полежать, чтобы струны и корпус привыкли друг к другу, самому на нем нужно поиграть. Поэтому, когда просят сделать срочно-срочно, остается ощущение незавершенности: ты не услышишь, когда инструмент зазвучит как надо.
А вообще, говорит мастер, по-настоящему оценить тембр нового кантеле можно где-то через год, тогда он раскроется в полную силу.
Ансамбль «Кантеле» в полном составе играет на инструментах, сделанных Александром. Молодежная студия регулярно пополняется новыми участниками, поэтому работа есть всегда. А старые кантеле приходится частенько ремонтировать – уж больно сложная у них жизнь: инструменты ездят с артистами на гастроли, на них играют и в жару, и в холод, иногда даже под дождем.
— Ну даже с учетом этого кантеле живут достаточно долго – если, конечно, вовремя их лечить. У нас в ансамбле есть инструменты 60-х годов прошлого века, и на них играют. Кстати, если инструмент висит на стенке, и его не используют, он гораздо быстрее приходит в плачевное состояние.
У Александра делают заказы музыканты и не из ансамбля. Инструменты разъезжаются по России и даже по миру: кантеле от Александра Фролова «живут» и в Америке, и в Австралии, и в Японии.
Еще мастер делает кантеле на продажу – для туристов. Некоторые любители покупают настоящие большие (и недешевые) инструменты, хотя чаще, конечно, берут маленькие сувенирные.
Как-то раз Александру стало скучно, и он в шутку сделал кантеле практически в человеческий рост. Для него даже сделали специальный номер на юбилее ансамбля.Сейчас мастер экспериментирует с пружинами – специальными палочками, которые определенным образом крепятся внутри корпуса кантеле. Эта деталь помогает повысить настройку деки, чтобы ее резонанс стал выше.
А когда мастер устает, он берет в руки диатоническое кантеле и наигрывает разные мелодии.
— Ну играть – это громко сказано. Я могу немножко удивить гостей, которые ко мне сюда приходят. По большому счету, что вижу – то играю, в общем-то, так побренчать на пятиструнном кантеле очень многие смогут. Это практически инструмент для медитации.
Проект «Делаем в Карелии» рассказывает о людях, которыми мы восхищаемся. На них просто смотришь и веришь: у тебя тоже получится. Чем так вдохновляют эти люди? Они делают свое дело. Им непросто. Часто совсем невесело. Бывает, они тоже унывают и сдаются. Но они продолжают работать. Ловить рыбу или разводить кур, строить дома или варить сыр. Да песни петь, наконец. Но так, чтобы жизнь вокруг наполнялась смыслом. О неравнодушных. О тех, кому больше всех надо: предпринимателях, фермерах, общественниках, массовиках-затейниках. О тех, кому всегда есть чем заняться.