Врачебный приём: как решается кадровый вопрос в карельской медицине

При каких условиях молодые врачи готовы отправиться в районы Карелии? Насколько эффективна практика целевого обучения? Какие дополнительные меры нужны для поддержки медиков? Эти и другие вопросы депутаты Заксобрания Карелии обсудили со студентами и преподавателями Мединститута ПетрГУ.

В Медицинском институте Петрозаводского госуниверситета учатся почти 1 400 студентов по специальностям «Лечебное дело», «Педиатрия» и «Фармация».  Конечно, не все они из нашей республики: есть студенты из других регионов и других стран. И всё же среди обучающихся почти половина — это жители Карелии. Какие перспективы в выбранной профессии они видят, многие ли нацелены на дальнейшее обучение в ординатуре, то есть на получение узкой специальности: хирурга, рентгенолога, невролога, кардиолога и других? И, главное, готовы ли будущие врачи поехать на работу в районы республики и на каких условиях?

Эти вопросы со студентами и преподавателями обсудили депутаты Законодательного собрания Карелии, члены парламентской рабочей группы по модернизации первичного звена здравоохранения Андрей Мазуровский, Владимир Семенов, Алексей Хейфец и Михаил Стоцкий.

 

Сегодня в лечебных учреждениях Карелии не хватает около 300 врачей, особенно остро проблема стоит в районных больницах, отметили депутаты. Частично ее удается решать благодаря программе «Земский доктор», по которой приезжающие работать в районы врачи получают выплаты по 1 миллиону рублей. Но только с ее помощью ситуацию не переломить.

Жилье и «северные»

Первое, что чаще всего требуется приезжающим на село специалистам, — это жилье. Неудивительно, что и на встрече в Мединституте не обошлось без квартирного вопроса. Студентка шестого курса Юлия Мурачинская рассказала, что получает образование по договору о целевом обучении с Сегежской ЦРБ. Девушка намерена вернуться в Сегежу, чтобы работать в районной больнице, но по ряду обстоятельств у нее не будет там своего жилья. Как решить этот вопрос?

Юлия Мурачинская. Фото: пресс-служба ЗС РК

Юлия Мурачинская. Фото: пресс-служба ЗС РК

Парламентарии в ответ напомнили, что уже третий год из республиканского бюджета выделяются средства для приобретения квартир врачам в районах.

В Карелии за два последних года для работников здравоохранения, трудоустроившихся в медучреждения, было приобретено 84 благоустроенные квартиры. Из регионального бюджета на эти цели в 2018-2019 годах направлено 90 млн рублей.

В этом году программа приобретения квартир для врачей продолжается, средства в региональной казне на эти цели предусмотрены. Андрей Мазуровский пообещал, что вопрос с жильем для будущего врача Сегежской ЦРБ возьмет под контроль и обсудит ситуацию с руководством медучреждения.

Начиная с 2020-го в республике появилась и еще одна мера поддержки: медицинские работники, пожелавшие работать на селе, могут получить по 1 миллиону рублей на строительство собственного дома.

Подняли студенты и такую тему, как выплата северных надбавок с первого дня работы — это также важный фактор, который будет способствовать привлечению молодых специалистов в районы. Этот вопрос сейчас решают республиканские власти.

11 февраля профильный комитет парламента республики поддержал инициативу председателя Законодательного собрания Элиссана Шандаловича и главы Карелии Артура Парфенчикова о начислении северных надбавок молодым специалистам до 30 лет без стажа работы. Депутатский корпус рассмотрит законопроект в первом чтении уже на ближайшей сессии.

Специальность по договору

Однако, как выяснилось на встрече, студентов волнуют не только социальные и бытовые аспекты. Для многих важны и вопросы профессионального роста, дальнейшей специализации.

Сегодня по окончании шести курсов обучения и успешного прохождения аккредитации выпускники Мединститута по специальностям «Лечебное дело» и «Педиатрия» получают право работать участковыми терапевтами или участковыми педиатрами. Далее профессиональный путь может быть различный.  Например, Михаил Стоцкий, главный врач петрозаводской поликлиники № 1, считает, что для молодого специалиста полезно приобрести опыт работы в первичном звене здравоохранения.

— Осознание профессии приходит на практике, когда врач начинает работать с пациентами. Сейчас один из самых хороших вариантов для выпускника современного мединститута — заключить договор с учреждением первичного звена здравоохранения. Пройдя аккредитацию, получив сертификат, вы начинаете работать в поликлинике участковым врачом-терапевтом или педиатром: год, два, три… За это время вы наконец начинаете понимать, как дальше вы хотите выстраивать свою профессиональную деятельность. А работодатель, убедившись, что вы грамотный, хороший врач, что вы нужны медучреждению, выдает вам направление на целевое обучение в ординатуре по конкретной выбранной медицинской специальности, — рассказал Михаил Стоцкий.

Плюсы такого договора с работодателем — в нем можно прописать и дополнительную стипендию, и возможность работы в период обучения. И, конечно, по окончании ординатуры врачу будет гарантировано трудоустройство.

В петрозаводских медучреждениях первичного звена, в том числе поликлинике № 1, такая практика применяется. Но, опять же, здесь речь идет о работе в столице республики. А готовы ли выпускники на таких условиях отправиться в районы?

Эльмин Гусейнов. Фото: пресс-служба ЗС РК

Эльмин Гусейнов. Фото: пресс-служба ЗС РК

— Я готов поехать работать в район, в сельскую местность, если мне предоставят возможность получить узкую специализацию, допустим, по специальности «Психиатрия», — заявил студент 5 курса Эльмин Гусейнов.

Современные технологии в помощь

Но многие студенты по поводу работы в глубинке все-таки испытывают опасения. Как рассказала заместитель директора Медицинского института по додипломному образованию Марина Шубина, на эту тему образовательное учреждение даже провело опрос. Выяснилось, что, кроме возможной социальной и бытовой неустроенности, у будущих врачей вызывает тревогу то, что прямо со студенческой скамьи им придется погрузиться в самостоятельную работу в условиях отдаленного района.

Преодолевать стрессовые ситуации, отрабатывать профессиональные навыки и умения — этому учат в Аккредитационно-симуляционном центре Мединститута. Он работает уже несколько лет. Парламентариям показали классы по различным направлениям — от основ хирургии до общего ухода за больными. Они оснащены манекенами, в том числе роботизированными, тренажерами и симуляторами. Оборудование самое современное.

Например, акушерский класс оснащен роботизированными манекенами рожениц и новорожденных. Система позволяет смоделировать и нормальное течение родов, и различные осложнения. «Дамам» даже дали имена — Мария Ивановна и Зинаида Петровна, с улыбкой пояснил доцент кафедры акушерства и гинекологии, заместитель директора центра Александр Ившин.

Александр Ившин. Фото: пресс-служба ЗС РК

Александр Ившин. Фото: пресс-служба ЗС РК

— Мария Ивановна и ее «ребенок» — это общий комплекс, который управляется специальной системой, предустановленной на компьютере. Здесь мы воспроизводим клинические ситуации, которые позволяют отрабатывать навыки в том числе неотложной помощи. Практикуем бригадный подход, который позволяет еще больше приблизить условия к реальным. Врач никогда не оказывает помощь в одиночку, всегда кто-то помогает: медсестра, акушерка. Такой подход помогает нашим студентам, молодым докторам-ординаторам погрузиться в ситуацию. Очень важно, что тренинги учат принятию самостоятельных решений — ведь, как уже было сказано, в том числе из-за боязни принимать такие решения ребята часто бояться ехать в районы. Здесь мы их подталкиваем к самостоятельным действиям, — рассказал Александр Ившин.

По его словам, только поначалу студенты воспринимают роботов всего лишь как кукол, с которыми работать легко и просто. В процессе тренинга будущие врачи настолько включаются в ситуацию, что она становится для них живой, реальной, переживают, волнуются за исход. Тренинги записываются на видео, и потом студенты вместе с преподавателями подробно разбирают свои действия, недочеты и ошибки, смотрят на себя со стороны.

В Аккредитационно-симуляционном центре обучают не только студентов и ординаторов. Здесь повышают квалификацию и опытные врачи со стажем.

— Они очень позитивно оценивают такой формат обучения и сожалеют что в их студенческие годы подобных возможностей не было, — добавил Александр Ившин. — Тренинги позволяют наработать алгоритмы неотложной помощи для экстренных, очень сложных ситуаций или для ситуаций, которые случаются очень редко в практике врача. Но действовать во время этих ситуаций нужно быстро и четко, потому что от этого зависит жизнь зачастую двух пациентов сразу, мамы и будущего ребенка. Этого удается добиться многократным повторением, доведением до автоматизма всех навыков.

Целевые показатели

В Аккредитационно-симуляционном центре оборудованы и 12 станций для проверки профессиональных компетенций врача-терапевта, педиатра и провизора. Такая проверка — важнейший этап процедуры аккредитации выпускников, и проводится она жестко: на выполнение задачи дается ровно 10 минут. Промедлил хотя бы на полминуты — не сдал.

В прошлом году в центре впервые проводилась и аккредитация выпускников, окончивших ординатуру по специальностям «Кардиология», «Неврология» и «Терапия». Уже в ближайшее время здесь должна быть организована аккредитация по всем 18 специальностям ординатуры — а это требует серьезных дополнительных вложений, отмечает Марина Шубина.

Система аккредитации врачей и медперсонала внедряется в России с 2016 года. Это допуск к профессиональной деятельности медработников, который нужно подтвердить теоретическими знаниями на тестовом экзамене, практическими навыками, а также умением быстро и правильно принимать решения по диагностике и лечению.

Еще одна ключевая задача, которую поставил в своем послании Федеральному собранию президент, — это значительный рост целевого приема в медицинские вузы. По специальности «Лечебное дело» 70% бюджетных мест должны стать целевыми, по специальности «Педиатрия» — 75%. В ординатуре по самым дефицитным специальностям предложено установить почти стопроцентное целевое обучение.

В Мединституте ПетрГУ целевой прием растет. В 2019-м соотношение целевых мест с контрольными цифрами приема составило уже больше 52%. Увеличивать количество целевых мест здесь готовы, и саму идею считают правильной. Но есть ряд проблем, которые надо решать.

Так, например, с 2015 по 2018 год были отчислены 43 студента-целевика, это больше 18%.

— Уровень знаний многих из них был настолько низок, что они едва поступили, а потом вообще прекратили саморазвитие, — сетует Марина Шубина.

Некоторые перешли учиться в другие институты — конечно, бывает, что выпускник школы ошибается с выбором будущей профессии. Но всё же, считает Марина Шубина, важно, чтобы студенты, заключая договоры на целевое обучение, четко понимали свою ответственность.

Заместитель директора Медицинского института по додипломному образованию Марина Шубина. Фото: пресс-служба ЗС РК

Заместитель директора Медицинского института по додипломному образованию Марина Шубина. Фото: пресс-служба ЗС РК

Тревожит и ситуация с тем, как распределяется «заказ» на целевиков по районам и городским округам Карелии.  Здесь в абсолютных и безусловных лидерах Петрозаводск, где заключено 120 договоров на целевое обучение студентов. Для сравнения: в Медвежьегорском районе — 20 договоров, в Кондопожском — 17. А в Муезерском  районе — всего три, как и в Калевальском. В Пудожском районе — и вовсе ноль.

С ординатурой, где сейчас учатся 94 человека, из них 27 целевиков, складывается похожая ситуация.

Какие решения предлагает руководство института? Например, развивать целевое обучение согласно потребностям региона и на принципах обоюдной ответственности сторон за нарушение условий договора. А при выполнении этих условий создавать возможности для дальнейшей специализации молодых врачей. Развивать производственную практику для целевиков на базе учреждений здравоохранения, систему наставничества, индивидуальную работу главврачей лечебных учреждений со своими целевиками.

Депутаты попросили руководство Мединститута сформулировать перечень проблемных тем, чтобы подробно обсудить их на заседании парламентского комитета по здравоохранению и социальной политике с приглашением представителей исполнительной власти региона. Если потребуется принятие тех или иных решений на федеральном уровне, парламентарии готовы подготовить соответствующие обращения в том числе в Государственную думу.