Медицина без очередей

Петрозаводская поликлиника № 2 обслуживает около 50 тысяч пациентов. Несмотря на сезонную заболеваемость, очередей в учреждении нет: уже почти год тут работает проект «Бережливая поликлиника». Довольны этим и медики, и пациенты.

Поликлиника №2 в Петрозаводске. Фото: "Республика"/Сергей Юдин

Поликлиника №2 в Петрозаводске. Фото: "Республика"/Сергей Юдин

Городская поликлиника № 2 в Петрозаводске — одна из самых крупных по количеству обслуживаемых пациентов, за ней закреплено около 50 тысяч пациентов. Казалось бы, сейчас – в сезон превышения эпидпорога по ОРВИ – в поликлинике должно быть столпотворение. Однако в конце прошлого года учреждение присоединилось к проекту «Бережливая поликлиника». Теперь очередей в поликлинике нет. Сегодня карельским журналистам главврач учреждения Аркадий Рутгайзер рассказал, как изменилась работа медиков и жизнь пациентов.

Столпотворения – нет

Аркадий Рутгайзер. Фото: "Республика"/Сергей Юдин– Сейчас, по сути, пациент может попасть на прием в нашу поликлинику тремя способами – по телефону, через портал «Госуслуги» и непосредственно через регистратуру с помощью электронной записи. Как показывает практика этого года, очередей в нашей поликлинике с приходом новых технологий почти нет, – рассказал Рутгайзер.

Задача федерального проекта «Бережливая поликлиника» – улучшить работу первичных медучреждений, сделать поход к врачу более комфортным для пациента, сэкономить его время и время медперсонала. Например, кому-то привычнее записываться на прием по телефону – раньше ждать ответа можно было очень долго: на звонки отвечал один человек. Теперь появился call-центр, в котором работают три оператора. Получить ответ можно в считанные минуты.

Call-центр поликлиники №2. Фото: "Республика"/Сергей Юдин

Call-центр поликлиники № 2. Фото: «Республика» / Сергей Юдин

Как отметил главврач поликлиники № 2, есть закономерность – когда посещаемость поликлиники увеличивается, звонков становится меньше, поэтому некоторые сотрудники call-центра переходят работать в регистратуру. Такие кадровые рокировки опять же направлены на экономию времени – и медиков, и самих граждан.

Записаться на прием к врачу через портал «Госуслуги» тоже не составляет труда (главное, чтобы запись была подтверждена, сделать это можно в МФЦ). Именно так и поступила Александра Дятлова.

Александра Дятлова. Фото: "Республика"/Сергей Юдин– Сперва я зашла на сайт самой поликлиники, а потом меня перенаправили на сайт госуслуг. Записаться проще простого – выбираешь нужного врача, дату и время. Никаких теперь звонков, никаких походов в регистратуру ранним утром. Не то что раньше, – рассказала Александра.

Как раньше отмечали медики, большие очереди в поликлиниках создавали пожилые люди: они приходили заранее и сидели у кабинетов. Теперь, по словам Рутгайзера, это явление ушло в прошлое: пенсионеры понимают, что смысла приходить в поликлинику раньше времени нет – прием строго по номеркам.

Нет очередей и в регистратуре. Система электронной очереди, инфоматы и электронные табло позволяют развести потоки пациентов, обращающихся за разными услугами. Все как в банке – «Пациент с талоном 051, пройдите к окну № 1».

Электронная очередь. Фото: "Республика"/Сергей Юдин

Электронная очередь. Фото: «Республика» / Сергей Юдин

Единая медицинская система

В ближайшее время (в течение 3-4 лет) все лечебные учреждения России будут иметь единую информационную базу, в которой можно будет найти любого пациента. Именно на это сделал акцент президент Владимир Путин в недавнем послании Федеральному собранию. По его мнению, необходимо создать единый цифровой контур, в котором должны быть связаны поликлиники и ФАПы, региональные учреждения здравоохранения и федеральные медицинские центры. Это позволит оказывать высококачественную медпомощь каждому нуждающемуся человеку силами всей национальной системы здравоохранения.

Пока что в Карелии формируется своя единая региональная информационная система здравоохранения. К ней по защищенным каналам уже подключена 41 медорганизация. В защищенной сети сбора и передачи данных работают около 5000 пользователей – врачей, медсестер, фельдшеров, лаборантов.

Главная медсестра поликлиники №2 Надежда Лёдова. Фото: "Республика"/Сергей Юдин– Чтобы понять, как работает эта система, можно привести простой пример в рамках нашего учреждения, – рассказала главная медсестра поликлиники № 2 Надежда Лёдова. – Пациент приходит на прием, терапевт назначает ему анализы и вносит эту информацию в базу. Дальше человек идет в кабинет забора крови, там тоже есть доступ в эту базу. Медсестра уже знает, какие анализы необходимо сделать – после процедуры в базу вносится номер пробирки. В лаборатории проводят исследования и вносят их результаты в ту же самую базу. Терапевт на следующем приеме без труда может их достать. Никаких бумаг, никакого риска того, что результаты потеряются или перепутаются.

В поликлинике № 2 к информационной системе подключено около 250 рабочих мест. Благодаря этому медики не только оформляют электронные направления на лабораторные исследования, но и ведут электронную медкарту каждого пациента, выписывают электронный больничный.

Регистратура в поликлинике №2. Фото: "Республика"/Сергей Юдин

Регистратура в поликлинике № 2. Фото: «Республика» / Сергей Юдин

Для того чтобы все карельские медучреждения имели доступ к единой региональной системе здравоохранения, все они должны сперва иметь доступ к интернету. Эта работа ведется. Так, в рамках подготовки к 100-летию Карелии к высокоскоростному интернету в 2017 году подключено 61 учреждение (врачебные амбулатории в селах, пункты дислокации «скорой»). В этом году будут подключены еще 11 врачебных амбулаторий. Следующий этап – подключение к интернету ФАПов.

Хорошие карельские книги. Почти даром