Медицина: умная и бережливая

Как связаны «Тойота» и «Боинг» с карельской медициной? Что собираются сберегать при организации работы в поликлиниках? И где найти «адвоката», который защитит пациента, недовольного медобслуживанием? Ответы ищем вместе с новым руководителем карельского Минздрава Ольгой Лазаревич.

В 2017 году Карелия вошла в федеральный проект «Бережливая поликлиника». Главная цель грядущих преобразований — улучшить работу первичных медучреждений, сделать поход к врачу более комфортным для пациента, сэкономить его время и время медперсонала. Как сделать поликлиники умными и бережливыми? Об этом мы поговорили с новым министром здравоохранения Карелии.

— Смысл этого проекта в том, чтобы беречь время пациента на всех этапах обращения в поликлинику — от записи и до самого приема у врача, — пояснила Ольга Лазаревич. – Это модель работы медучреждений, позволяющая разделить визиты больных и здоровых пациентов, а также сократить время ожидания приема у врача.

Ольга Лазаревич

Ольга Лазаревич. Фото: «Республика»/Леонид Николаев

Минздрав России запустил проект «Бережливая поликлиника» в 2016 году. Пилотными регионами стали Ярославль, Калининград и Севастополь. Проект реализуют с участием Росатома. Сотрудники госкорпорации изучали опыт организации  крупных заводов, таких как «Тойота» и «Боинг», и пришли к выводу, что логику рационального построения этапов производства можно перенести на организацию работы первичных медучреждений. Проект «Бережливая поликлиника» призван убрать ненужное хождение по кабинетам, оптимизировать работу регистратуры, врачей и лаборатории.

Бережливая поликлиника – это:

  • Call-центры. Приемом телефонных звонков должен заниматься отдельный персонал. Это упростит процесс записи к врачу.
  • Дружелюбная регистратура. Система электронной очереди, инфоматы и электронные табло позволят развести потоки пациентов, обращающихся за разными услугами.
  • Комфортная среда. Специальные зоны ожидания заменят неудобные скамейки вдоль стен.
  • Больше общения с врачом. Выписка рецептов и другая бумажная работа перейдет к среднему медперсоналу. Так у врача будет больше времени на общение с пациентом и осмотр.

В Карелии первыми к проекту присоединятся петрозаводские поликлиника № 4 на Ключевой и детская поликлиника № 2 на Кукковке, а также поликлиника Сегежской ЦРБ.

— Проект будет опробован в этих пилотных учреждениях, а дальше нужно перенести этот опыт на всю республику, — пояснила Ольга Лазаревич. – Это, конечно, требует финансовых вливаний. Но федеральный центр никаких денег не предусматривает. Поэтому мы должны изыскивать собственные ресурсы.

Очередь в регистратуру поликлиники №4. Фото: "Республика"/Леонид Николаев

Очередь в регистратуру поликлиники №4. Фото: «Республика»/Леонид Николаев

По словам начальника управления карельского фонда обязательного медицинского страхования Елены Аполлоновой, часть средств на реализацию проекта предоставят страховые организации и сам Фонд ОМС.

— «Бережливая поликлиника» предполагает, что что-то должно беречься, экономится. Но вопрос стоит не в уменьшении финансирования, — заявила Елена Аполлонова.

В прошлом году Фонд ОМС начал внедрять в поликлиники «страховых поверенных». По словам представителя организации, это своего рода адвокаты пациентов, застрахованных в системе ОМС.

— Они напрямую занимаются с застрахованными: информируют, объясняют, приглашают на профилактические мероприятия. Их можно найти в поликлиниках, рядом с регистратурой, — пояснила Елена Аполлонова. — Если в процессе медобслуживания возникает проблема, человек может на месте обратиться к страховому поверенному. Он работает с администрацией больницы, выясняет, почему нарушаются сроки ожидания, исследований, почему надо платить деньги, почему отказали в какой-то услуге.

Медицина должна больше внимания удалять профилактике. Когда болезнь запущена, лечение более затратное, считает представитель Фонда. Внедрение проекта «Бережливая поликлиника» и распространение страховых поверенных сделают профилактические мероприятия, такие как диспансеризация, более доступными для людей и менее затратными по времени.

Ольга Лазаревич

Министр здравоохранения Карелии Ольга Лазаревич

— Первичная сеть: участковый врач, врач общей практики — это тот первый врач, с которым сталкивается пациент, и от его профессионализма, от его настроя зависит очень многое. Проблема даже не столько в специализированной помощи. Основной поток неудовлетворенности исходят, к сожалению, именно из поликлиник.

Строить и привлекать

Кадровые вопросы и удовлетворенность населения, снабжение лекарствами и доступность медуслуг в отдаленных поселениях — эти острые вопросы карельской медицины предстоит решить новому руководству. По словам Ольги Лазаревич, на новой должности пришлось столкнуться с большим количеством жалоб жителей Карелии на социальное и медицинское обслуживание.

— Одна из актуальных проблем – обеспеченность молочных кухонь молоком и детским питанием. Были разные варианты решения этого вопроса, в частности, переход на денежную компенсацию. Но, тем не менее, решением врио главы республики, остановились на мерах социальной поддержки, которые будут выражаться именно в обеспечении продуктами.

В первые месяцы года была задержка с выдачей молока и детского питания. Как рассказала министр здравоохранения, это связано с изменениями в процедуре госзакупок, из-за чего в январе аукционы не проводили.

БСМП

В травматологии БСМП. Фото: «Республика»/Николай Смирнов

— К нам поступает большое количество жалоб на качество оказания медицинской помощи, на обеспечение медицинскими препаратами. Каждая жалоба, каждое обращение рассматриваются отдельно. По ним принимаются соответствующие решения, — заверила Ольга Лазаревич.

В новом году в Карелии продолжается работа по реализации мероприятий в рамках федеральной целевой программы подготовки к 100-летию республики. Одно из направлений которой – повышение доступности медуслуг. Так в республике должны появиться 15 фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП) в труднодоступных поселениях численностью более 100 человек. В 2016 году за счет регионального бюджета  ФАП появился в поселке Реболы Муезерского района.

В 2017 году в региональной казне предусмотрели более 31 миллиона рублей на приобретение семи модульных ФАПов. Медпункты появятся в поселках Кепа, Ихала, Вешкелицы, Авдеево, Софпорог, Куликово и Элисенваара.

Встреча Артура Парфенчикова и Александра Русанова

Врио главы Карелии Артур Парфенчиков

— Чем бы мы сегодня не занимались – инвестиции, экономика, туризм, — на первое место мы должны поставить вопросы здравоохранения, сохранения жизни граждан, потому что ничего ценнее здоровья нет.

— Вопросы доступности медуслуг не являются проблемами чисто медицинскими, — заметила Ольга Лазаревич. — Они находятся на стыке разных отраслей. Здесь важна и транспортная доступность, нужны нормальные дороги, чтобы та же скорая помощь могла доехать до пациента.

Острой проблемой стала детская поликлиника в Сегеже, где маленькие пациенты вынуждены делить одно здание со взрослыми. Эта ситуация создала, как принято говорить, социальную напряженность в городе бумажников. В итоге под детскую поликлинику предложили перестроить здание бывшего детсада.

— Сейчас рассматривается проект реконструкции, так как эти помещения не являются медицинскими. В Министерстве ведут расчеты, составляет проектно-сметная документацию, — пояснила Ольга Лазаревич.

Детская поликлиника в Сегеже

Детская поликлиника в Сегеже. Фото: Максим Смирнов

Районы Карелии страдают не только от отсутствия подходящих и оборудованных помещений для медобслуживания, но и от кадрового голода.

— Самые дефицитные специальности – это терапевты, педиатры и врачи общей практики. У нас есть целевые направления, есть меры поддержки студентов и выпускников. С ними министерство и целевое медучреждение заключают трехсторонние договоры. Это, с одной стороны, привлекает выпускника — с другой стороны, обязывает его прийти на работу, — рассказала Ольга Лазаревич. — Но на местах, где есть недостаток врачей и медперсонала, должна быть забота и со стороны глав администраций. Специалиста надо обеспечить жильем, возможно, частично оплачивать аренду, коммунальные услуги.