В медиацентре «Vыход» показали, как с помощью кофе, соды и терпения можно создавать уникальные фотографии

Выставка Юлии Утышевой «Сакральная геометрика» дает возможность увидеть процесс создания смыслов в фотоискусстве. Часть фотографий, объединенных темой «уходящая натура», отпечатана вручную, другая - с помощью принтера. Найдите 10 отличий.

Юлия Утышева на вернисаже «Сакральной геометрики». Фото: ИА «Республика»/Михаил Никитин

На снимках — дома, как будто проступающие из какого-то счастливого стародавнего времени, деревья, пейзажи, деревенские избы. Черно-белые снимки то подтверждают идею о скоротечности жизни, то заставляют зависнуть во времени, разглядывая детали изображения. Спокойно, лирично, местами торжественно.

Художник и искусствовед Артем Стародубцев на открытии выставки в медиацентре «Vыход» сказал, что не так часто выставляемые фотографии могут погрузить зрителя в сам процесс фотоискусства, показать и техническую, и художественную состоятельность результата.

«Такое погружение в процесс может окончательно убедить зрителей в том, что спор о принадлежности фотографии к искусству праздный, но выставка дает возможность об этом порассуждать», — сказал Артем Стародубцев.

Юлия Утышева и Артем Стародубцев. Фото: ИА «Республика»/Михаил Никитин

Юлия Утышева и Артем Стародубцев. Фото: ИА «Республика»/Михаил Никитин

Автор выставки Юлия Утышева расшифровала название экспозиции и рассказала о самом процессе создания работ:

«Геометрика — слово немножко странное. Мы знаем, что есть сакральная геометрия (религиозное или мифологическое представление о формах и пространстве мира — прим. ред.), но мне показалось, что это название может выглядеть здесь слишком пафосно. Геометрика — это что-то детское, отсылка к архаичному искусству.

«Гео» — географическая метка на карте, локация, «метрика» — это документ, который получает ребенок при рождении. В метрике пишут, какой у него вес, рост. И потом в течение жизни всё это меняется, человек растет, стареет и умирает. Жизненный цикл объектов на фотографиях уже на исходе, поэтому некоторым снимки кажутся немного мрачноватыми, но меня эта эстетика привлекает.

Здесь представлено два вида фотопечати. Традиционный, на принтере (все снимки справа), и ручная фотопечать, но это не серебряный процесс, а цианотипия, тонированная с помощью кофе и отбеленная в растворе соды. Это техника сложная — каждый снимок приходилось делать в течение трех дней, чтобы получить такое черно-белое изображение», — рассказала Юлия Утышева.

 

По словам автора экспозиции, помощь в выставке оказали фотограф Анна Кондюкова и две другие участницы мастерской «Фотоглаз» — Татьяна Литова и Оксана Лазарева. Кроме того, сам медиацентр Юлия Утышева назвала своим «отчим домом», из которого «дети» выходят в мир, чтобы начать делать что-то новое в другом месте.

 

«Vыход» для меня — это то место, где благодаря общению с Аркадием Морозовым, Сергеем Терентьевым, Артемом Стародубцевым, благодаря образовательным программам медиацентра и происходило какое-то мое воспитание, формирование взглядов на искусство и фотографию в том числе, — призналась автор новой выставки. — В эссе Ролана Барта Camera Lucida есть рассуждение о том, как зрители воспринимают изображение. С одной стороны, это узнавание чего-то знакомого, а с другой стороны, это некий укол, который приводит к боли и к состраданию. Какая фотография нас цепляет? Та, которая вызывает такие эмоции. Надеюсь, что зрители на выставке смогут это почувствовать».